Закрыть

Колонки

Турция уже не ходит с Израилем в разведку

 

Национальная разведывательная служба (НРС) Турции отслеживала в течение ряда лет  перемещения прибывающих в страну иранцев, и особенно их встречи в Стамбуле и других городах с офицерами Моссад. В результате Тегеран получил крайне ценную информацию.

В апреле 2012 года появилось публичное сообщение о раскрытии израильской разведсети в Иране. Пятнадцать агентов Израиля были казнены. Судя по всему, в Израиле и в США не сразу догадались, что соответствующую секретную информацию иранцам передала НРС.

Когда  Стамбул стал танцевать семь сорок?

В Израиле такой шаг со стороны НРС вызвал истерику в военно-политических кругах. Дело в том, что до Эрдогана, на протяжении более сорока лет,  два стратегически важных союзника США  на Ближнем Востоке – Турция и Израиль – активно сотрудничали на уровне разведок.

И началось такое сверхконфиденциальное взаимодействие с секретной встречи в августе 1958 года в Анкаре между Д. Бен-Гурионом, премьер-министром Израиля, и А. Мендересом, премьер-министром Турции. Ключевым итогом этой встречи стал сверхсекретный договор о всестороннем сотрудничестве между Моссадом и турецкой разведкой.

Хотя Мендерес в результате переворота вскоре был повешен, но израильско-турецкий разведывательный альянс был запущен: регулярные встречи и обмен информацией между экспертами с обеих сторон, координация разведактивности, взаимное содействие в проведении операций и т.д.

Например, Моссад принял активное содействие в проведении операции «Длинные руки». Речь шла о захвате
лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана.

Турецкие коммандос захватили его в Кении и переправили в Турцию. Эджевит, тогдашний премьер-министр Турции, поблагодарил «вооруженные силы и службу безопасности НРО» за успешно проведенную операцию.

Но это была такая операция турецких спецслужб, в которой приняли участие спецслужбы и дипломаты ряда западных стран и их союзников: сотрудники Моссада и ЦРУ, итальянские, греческие и кенийские дипломаты и разведчики. Причем, особо важную роль сыграли именно Израиль и США.

Оджалан был обнаружен Моссад: израильтяне якобы перехватили его разговор по спутниковому телефону и установили точное местонахождение – подмосковное Одинцово. Мощное сионистское лобби в РФ надавило на дряхлеющего Ельцина и Оджалану пришлось покинуть территорию России.

Далее, куда бы он ни пытался перебраться, везде его плотно «вели» Моссад и ЦРУ. В итоге, ночью 15 февраля 1999 года турецкие коммандос ворвались в резиденцию греческого посла в Кении, схватили Оджалана, посадили в самолет и вывезли в Турцию.

Слуга  царю,  отец разведке

Несмотря на удар по агентурной сети в Иране и общее ухудшение отношений между Израилем и Турцией, Моссад и АМАН (израильская военная разведка) надеялись, что доверительные отношения между спецслужбами двух стран сохранятся. В этом больше всего был заинтересован Моссад.

В июне Анкару неофициально посетил глава Моcсада Тамир Пардо. Чтобы сохранить визит в тайне, он использовал частный самолет, но почему-то для турецкой прессы это «тайной» не стало. Пардо провел переговоры с главой НРС Хаканом Фиданом, чтобы восстановить пошатнувшиеся отношения.

Результаты встречи не стали обнадеживающими для главы Моссад. Кстати, сразу после отъезда Пардо, масштабы акций протеста против правительства Эрдогана существенно расширились. Израильское военное руководство утвердилось в своем мнении, что в лице Фидана они имеют дело с незаурядным, хитрым и коварным противником.
В 2003 году Хакан Фидан, выходец из турецкой военной разведки, был назначен главой международного агентства по развитию Турции, затем, в 2007 году, стал внешнеполитическим советником Эрдогана. Три года спустя Фидан возглавил НРС. Через некоторое время после этого назначения, тогдашний министр обороны сионистского государства Эхуд Барак назвал его «угрозой для Израиля».

До начала «арабской весны» на публике он практически не показывался, но сегодня он и министр иностранных дел Турции Давутоглу стали ключевыми советниками Эрдогана по всем спектру внешнеполитических тем.

Именно перед Хаканом Фиданом Эрдоган сформулировал главную цель – расширение и развитие турецкого регионального лидерства. Некоторые зарубежные аналитики даже называют руководителя НРО «ключевым архитектором турецкой ближневосточной стратегии».  Говорят, например, что Фидан лично курировал поставки оружия сирийским повстанцам.

Причем интересно, что рост значимости Фидана происходил на фоне падения влияния США как в Турции, так и во всем в регионе.

Когда он возглавил НРС, то приложил немалые  усилия для приспособления национальной разведструктуры под идеологию Эрдогана. Аналитик турецкой разведки Эмре Услу назвал Фидана «человеком номер два в Турции». Но при этом бывший американский посол в Турции  Джеймс Джефри подчеркнул, что Хакан Фидан «не является другом США».

По оценкам некоторых высокопоставленных представителей американского разведсообщества,  Фидан «засветился» еще в 2010 году, когда переправил конфиденциальную информацию, собранную спецслужбами  США и Израиля в Тегеран, в том числе и разведоценки ЦРУ в отношении персоналий иранского правительства.

Сам Эрдоган охарактеризовал Фидана так: «Он мой тайный хранитель. И он   тайный хранитель государства». В ближайший круг премьер-министра входят пять человек, в том числе Фидан и Давутоглу.

В 2012 году Фидан фактически добился контроля над когда-то всемогущей в Турции военно-разведывательной службой.

Представители западных разведслужб отмечают высокий профессионализм Фидана, который выстроил прочные отношения со многими своими зарубежными коллегами.  Но как заявил один из нынешних высокопоставленных представителей ЦРУ: «Мы смотрим на мир исходя из разных точек зрения».

Нынешняя психологическая война Вашингтона и Израиля против Фидана строится на основе центрального тезиса – «Фидан — резидент Ирана в Анкаре, основной проводник проиранской линии в Турции». За последние несколько лет отношения между НРС и ЦРУ стали заметно прохладнее. Американцы активизировали свою разведдеятельность на территории Турции, а НРО проводит все более агрессивную контрразведывательную кампанию против ЦРУ.

Сегодня отношения эрдогановской Турции с НАТО и Западом продолжают усложняться. Для системы европейской ПРО радар на территории Турции является ключевым элементом, но Анкара выставила ряд ограничительных условий. В частности, турки потребовали, чтобы система не была нацелена против Ирана и настояли на праве неограниченного доступа ко всем данным, собираемым подобной системой с одновременным запретом на передачу этих же данных Израилю. Вашингтон был вынужден согласиться на условия турок.

Многозначительны и результаты тендера на поставку Турции зенитно-ракетных комплексов дальнего действия. Изначально фаворитами были США и европейцы, но заказ получила китайская государственная корпорация CPMIEC со своей HQ-9 «Хунци», клоном российских ЗРК С-300П.

Уверенный  Эрдоган и умеренный Ислам

Суммируя, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, даже несмотря на острые противоречия между Ираном и Турцией по сирийскому вопросу, конфиденциальное сотрудничество между разведслужбами и определенными политическими структурами двух наиболее мощных стран Исламского мира не прекращалось.

Во-вторых, фактически турецко-израильское сотрудничество в сфере разведдеятельности  закончилось, хотя дипломатические отношения между странами сохраняются, а товарооборот увеличивается.

В-третьих, на фоне резкого обострения стратегической неопределенности на Большом Ближнем Востоке общеисламская, антиизраильская солидарность Турции и Исламской Республики Иран оказалась сильнее, чем противоречия между суннитами и шиитами.

В-четвертых, начавшаяся пропагандистская атака на Фидана, как и расширяющаяся тотальная психологическая война против Эрдогана и Давутоглу – очередная четкая метка нынешнему турецкому лидеру.  Эта война объединила часть американского военно-разведывательного сообщества, неоконов, произраильское лобби в США, израильский военный истеблишмент и определенные турецкие финансовые круги.

Массовые летние выступления нынешнего года стали на самом деле началом борьбы лично против Эрдогана, чтобы не допустить его до президентских выборов 2014 года. Независимый Эрдоган как лидер умеренной глобальной волны Ислама Западу уже не нужен: «сезон поддержки умеренного Ислама проходит».

В Соединенных Штатах вновь усиливаются сторонники силовой конфронтации с Исламом.

Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях