Удивительные люди наши бюрократы. В своём желании «не допущать и запрещать» они доходят порой до таких крайностей, что от изумления долго не можешь в себя придти. А вообще те ли это люди, которые родились, выросли и живут в нашей стране? Как тут не вспомнить слова известного немецкого учёного и афориста Вильгельма Швебеля: «Основано ли государство честными людьми или разбойниками, управлять им все равно будут бюрократы. Они его и погубят». Погубят потому, что они клинически не способны воспринимать объективно окружающую действительность. У них своя, какая-то преломлённая в королевстве кривых зеркал, реальность. И решения, которые они выносят, несут на себе печать ненормальности. А страдают от этого все.
Мистика под запретом
Вот стало известно, что старший помощник прокурора Ставропольского края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипов, который счел произведения Есенина и Набокова «несовместимыми с задачами образовательного процесса в школах», уволен из органов прокуратуры. Служебную проверку его ведомство начало после того, как СМИ выдали сообщения со ссылкой на Шарипова о том, что в школьных библиотеках края изымают «хулиганские стихи» Сергея Есенина и «мистические произведения» Владимира Набокова. Мистика, надо полагать, в реестре крамольных направлений литературы у нас. По словам Шарипова, в крае нарушается закон о защите детей от вредоносной информации. Школьники спокойно могли знакомиться со спорными в моральном отношении произведениями Даниэлы Стил, Жюльетты Бенцони, Кейт Тернан, Сергея Силина, Шарон Крич, Андрея Левицкого и других. Прокурорский работник многозначительно заключил, что некоторые произведения названных авторов негативно влияют на несовершеннолетних, пробуждая в них «боязнь темноты, призраков, ночные страхи и создавая проблемы в общении между сверстниками».
Недавно мне пришлось участвовать на одном мероприятии, где большую долю присутствующих составили молодые люди, студенты первых курсов вуза. Так вот, как выяснилось, многие из них питают искреннюю страсть к поэзии. А их любимый поэт – Есенин. Тот самый, чьё творчество, по словам Шарипова, провоцирует «проблемы в общении между сверстниками».
Как-то не вяжется с патриотической установкой. Ведь Есенина называют самым русским из всех русских поэтов. Именно он всецело раскрыл в своих строфах всю противоречивость и необъятную глубину загадочной русской души. А может у бывшего прокурорского работника у самого в детстве и юношестве имелись трудности при нахождении общего языка со своим окружением и эти комплексы он спроецировал по фрейдовски на других?
Наши прокуроры вообще большие спецы в области образования и детского воспитания. Куда уж там признанным корифеям педагогики Макаренко и Сухомлинскому. Тут в Ставрополье такие пропадают кадры!
Город Глухов и его начальники
Школа стала настоящей ареной битвы между обществом и властью. В том же Ставропольском крае чиновниками был наложен запрет на ношение хиджабов в общеобразовательных учреждениях. Скандал тогда разгорелся на всю страну. А глава края Валерий Зеленков даже вынужден был оставить свой пост, который он занимал без малого год. При нём межконфессиональное согласие дало большую трещину. Его подчинённые, в числе которых был до недавнего времени и Шарипов, тоже не сидели сложа руки и решили «отличиться» не меньше краевого начальства. Запретить классиков русской литературы, замахнуться на общенародное достояние, тем немногим, чем мы ещё вправе гордиться, это надо уметь. И не просто уметь, а иметь смелость на такое пойти. На что, интересно, рассчитывал этот муж в погонах? Что его поддержат, повысят в звании «за бескомпромиссную борьбу с инакомыслием и идеологическим вредительством»? Воистину, если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума.
И ведь, что интересно, если бы СМИ не подняли шума, то вряд ли бы, начальники ретивого прокурора заметили, что их подчинённый морозит откровенную ересь в духе героев Салтыкова-Щедрина. Жаль, не дожил классик до наших дней. Уж он бы обыграл этот случай в свойственной ему красноречивой манере. Сколько ещё таких городов Глуповых с его недалёкими бюрократами в нашей стране.
Печалит то, что за нравственное воспитание, моральные принципы у нас отвечают чиновники, которые столь же далеки от этих понятий, как наш герой от высокого искусства. Государство совсем потеряло связь с народом. Законы у нас для тех, кто неугоден, а друзьям, как известно, всё. Как Сердюкову, например. Отечественный бюрократ в раз может запретить не просто произведения великих писателей, он, не поведя бровью, может, не смущаясь, запретить Священный Коран. А что ему? Вчера был ярым атеистом, сегодня в угоду новой моде держит свечку в церкви, завтра, если партия скажет «надо» — вновь может внутренне перековаться. Тут принцип один – начальник всегда прав.
«Дабы не смущать начальство»
На днях Путин принял участие в Литературном собрании, где присутствовали видные писатели, поэты, педагоги, критики. Решали традиционное: «что делать?». Что делать с падением читательского интереса у молодого поколения, ужасающим падением уровня грамотности и образованности. Давали какие-то рецепты, делились опытом, обсуждали, спорили. Звучало всё красиво, пафосно, местами трогательно и душевно. Но вот о том, что у нас помимо двух бед – дураков и дорог, есть ещё и третья беда, наверное, главная – те, кто эти дороги строит, то есть, угрюм-бурчеевы, никто так открыто и не заявил. А может и не захотел высокопоставленному лицу портить настроение. Любимый император нашего президента Путина Пётр Первый в своём Указе так и заявил: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Хотя собрались там люди свободных профессий, вольнодумцы…
Согласен я с теми, кто говорит о том, что мы чтим свои традиции. Ещё как чтим, в особенности те, что касаются чинопочитания и неуважения к самим себе. Дабы не смущать начальство.