Закрыть

Праздники и приметы

Аборт по половому признаку

 

Нерожденная дочь Шаны — одна из тысяч девочек, от которых каждый год избавляются азербайджанские женщины.

По данным доклада американского Института Гутмахера за 2012 год, в Азербайджане самый высокий в мире уровень прерывания беременности —  женщины совершают за свою жизнь в среднем 2.3 аборта. С 2005 по 2009 год в Армении и Азербайджане родительский выбор помешал появиться на свет почти 10 процентам младенцев женского пола, говорится в другом исследовании.

Выборочные аборты по половому признаку в Азербайджане привлекли внимание ООН. В среднем по миру на 100 девочек рождается 105 мальчиков. Но в этой богатой нефтью стране в 2011-12 гг. соотношение составило 116 мальчиков на 100 девочек, а в некоторых районах, например, в Гяндже, даже 120 на сто.

Многие женщины  продолжают делать аборты до тех пор, пока не родят мужу «наследника». Статистические данные свидетельствуют, что количество  абортов по половому признаку резко возросло с распространением ультразвукового тестирования в 1990-х годах.

Нежеланные дочери

Выходя замуж, Шана мечтала о любви и счастье. Но, не сумев родить сына, она оказалась в небольшом приюте для  женщин в центре Баку.

«Все шло хорошо, пока я не забеременела, и не сделала аборт, поддавшись давлению, потому  что должна была родиться девочка. После этого муж отправил меня к моей матери, сказав, что собирается завести любовниц, чтобы они родили ему сына», — рассказала она из приюта «Аль-Джазире».

От первой дочери – здорового и жизнерадостного  ребенка —  муж Шаны и его родители  отреклись чуть ли не с самого ее рождения. Но часто отречение происходит  гораздо раньше — после ультразвукового обследования, проводимого на 12-й неделе беременности.

«Бывает, муж отворачивается и выходит из кабинета, даже не сказав «До свидания», — говорит гинеколог бакинской  поликлиники № 1 Тарана Гасанова. —  Если это первая дочь, мужчины реагируют еще более-менее нормально, но когда это уже вторая, реакция часто бывает неадекватная».

Изменить сложившийся менталитет пытается национальный координатор по охране репродуктивного здоровья  Азербайджана Фаиза Алиева, регулярно проводящая мастер-классы для врачей-гинекологов.

«Я советую им говорить будущим отцам что-нибудь позитивное, например: «Как вам повезло! Девочка – это замечательно.  Она будет заботиться о вас в старости», — делится она опытом. – Что-то подобное я говорила супружеским парам, когда была практикующим врачом».

Запрет не поможет

В Индии подобную гендерную проблему попытались решить, запретив делать УЗИ для определения пола ребенка. Но практически осуществить это непросто, отмечает Луис Мора из Фонда народонаселения ООН. Недорогие приборы позволяют проводить тестирование без наблюдения врача.

Кроме того, некоторые азербайджанцы считают, что утаивание информации о поле ребенка было бы чрезмерным шагом со стороны властей. «Это нарушение прав человека», — соглашается Фаиза Алиева.

Тем не менее, по словам заместителя председателя комитета по социальной политике Мусы Гулиева, парламент Азербайджана все же планирует обсудить этой осенью новый пакет законов о репродуктивном здоровье. По замыслу законодателей, женщинами, решившимися прервать беременность после  12 недель, будет заниматься специальная медицинская комиссия, которая должна определить, не связано ли решение об аборте с полом будущего ребенка.

Подобные  законы – единственная гарантия обеспечения стабильности азербайджанской  демографии в долгосрочной перспективе, считает Муса Гулиев.

Кроме того, дефицит женского пола может привести к серьезным преступлениям, таким как похищения, контрабанда и торговля женщинами с целью вступления в брак, а также к  сексуальной эксплуатации, предупреждает Фонд народонаселения ООН.

Азербайджанские  реформаторы призывают власти не  «зацикливаться» исключительно на абортах,   а придерживаться  целостного подхода к демографическим проблемам страны. Половое просвещение подростков и доступность средств  контрацепции позволят  правительству сократить общее число абортов, независимо от пола плода,  считает координатор по охране репродуктивного здоровья  Фаиза Алиева.

В Азербайджане любят приводить в пример Южную Корею, успешно преодолевшую подобный половой дисбаланс. К середине 1990-х соотношение новорожденных мальчиков и девочек в этой дальневосточной стране было сравнимо с нынешним азербайджанским. Но к 2007 году разрыв  сократился до 107 на 100.

Южнокорейская стратегия строилась на всестороннем подходе: принятие и проведение в жизнь закона против определения пола будущего младенца сопровождалось массированной кампанией в СМИ под лозунгом «Люби свою дочь». Правительство тем временем принимало меры для достижения равенства полов.    Успеху новой демографической политики способствовал экономический бум в стране, позволивший женщинам влиться в ряды трудящихся и получить большую автономию.

Традиции против религии

Неизвестно, помогут ли новые законы  изменить давние культурные предрассудки в Азербайджане.  Законодательства кавказских республик предоставляют равные права мужчинам и женщинам, но для многих – как мужчин, так и женщин – иметь сына  становится делом чести, вопросом продолжения рода. Такое понимание  укоренилось настолько глубоко, что даже строгие исламские и христианские запреты не в силах ограничить практику абортов.

«Дочь — это дар Аллаха, — отмечает  бакинский имам Шахин Хесенли. — В Коране говорится, что кто воспитает и вырастит  несколько дочерей, тому обеспечено место в раю».

Видимо, бывший муж Шаны Коран не читал, иначе  известие о рождении дочери наверняка преисполнило бы его радостью.

«После рождения Леман муж не хотел давать нам деньги, — со слезами вспоминает она. — Он сказал, что это не его ребенок, и даже попросил сделать тест на отцовство. Он просто был уверен, что у него никак не может родиться дочь.  Свекровь тоже заявила, что у ее сына должен был родиться мальчик, а не девочка».

Английский вариант статьи опубликован на сайте aljazeera.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях