Нарушений было выявлено немало. Вот, к примеру, Фонд заключил два договора на создание рекламных видеоматериалов продолжительностью 60, 20 и 10 секунд общей стоимостью 54 миллиона рублей при рыночной стоимости таких работ не более 5 миллионов. Ну как тут не вспомнить нашего «белоленточника», депутата Госдумы Илью Пономарёва, который получил за непрочитанные лекции по инновациям от Фонда 9 миллионов рублей. И эти деньги шли на финансирование акций оппозиции на Болотной. Самое интересное, что курировал «Сколково», а заодно и проект «Болотная» — тогда заместитель Медведева Владислав Сурков. После того как вскрылась эта информация, разгорелся нешуточный скандал.
«Где деньги, Зин?»
Более того, Генпрокуратура выявила, что есть «угроза не целевого использования и хищения бюджетных средств в сумме более 125 млрд. рублей». Астрономическая цифра. Формулировка вызвала недоумение даже у главы администрации Путина Сергея Иванова, который прокомментировал итоги проверки на заседании президентского Совета по противодействию коррупции. «Не совсем понимаю, что это такое. Надо разбираться», — заключил он. Действительно, это что-то новенькое в нашем юридическом лексиконе — «угроза не целевого использования и хищения бюджетных средств». Уж если чиновник такого калибра не понимает в чём суть да дело, то куда уж рядовым смертным разобраться во всём этом.
Поломанная игрушка Медведева
Почему-то открыто не говорится о том, что сам проект «Сколково» — мёртворождённый. Детище Дмитрия Медведева многие эксперты называют не иначе как его игрушкой — дескать, поиграл и хватит. Ведь всем было очевидно изначально, что и концептуально, и идейно, и в части его практической реализации проект был обречён.
А если бы Медведев и Ко не проиграли борьбу за пост президента, то никаких разоблачений мы бы не услышали. Победителей не судят. Премьеру дают понять, что через «Сколково» могут достать и его, а его людей будут ослаблять и политически банкротить. Вон Сердюков слетел со своего места не по причине своего адюльтера и казнокрадства, а потому что сделал ставку на Медведева, а не на Путина. Такие вещи на самом верху не прощают. Могут закрыть глаза на многое, но предательства там не выносят. В наезде на команду премьера немаловажную роль играет Сергей Иванов, которого в 2008 году Дмитрий Анатольевич обошёл в гонке преемников Путина на самом финише. Сейчас настало время его реванша.
Политолог Станислав Белковский, хорошо разбирающийся в кремлёвской политической кухне, в интервью «Коммерсант-FM» так прокомментировал итоги прокурорский проверки: » В целом, несмотря на то, что аппаратные приводные ремни этой интриги для меня достаточно очевидны – это руководство администрации президента, которое хочет сбросить «Сколково» с корабля современности, нельзя не признать, что аргументы против этого проекта существовали всегда. И достаточно убедительные. Начиная с того, что само размещение иннограда Сколково под Москвой на территории с весьма неблагоприятным климатом и сложно транспортной схемой было продиктовано в основном желанием ряда крупных землевладельцев Одинцовского района Московской области, включая Романа Абрамовича и Игоря Шувалова, пристроить по выгодной цене под «Сколково» свои земли, расположенные на нынешнем участке иннограда, вплоть до того, что при нынешнем развитии коммуникаций, интернета в нынешнюю информационную эру для создания новых качественных прорывных разработок в различных областях знаний, локализация специалистов в одном месте вообще не нужна. Сама концепция Силиконовой долины радикально устарела. Поэтому если расследование Генпрокуратуры, пусть очень странно выглядящее внешне, поможет обществу осознать, что «Сколково» пора закрыть, лично я как гражданин России налогоплательщик и эксперт, плакать не буду».
Условия «особого режима»
А может и не было никакого умысла создать по-настоящему мощный инновационный проект? А присутствовало простое бюрократическое «распилить бюджет». И формулировка Генпрокуратуры это тот же самый месседж, только слегка завуалированный в соответствии с номенклатурным этикетом.
Для того чтобы создать нечто подобное надо сначала подумать, а созданы ли все условия (не только материально-технические) для лучших в мире специалистов в области новейших технологических разработок? Что их должно удержать или привлечь в нашу страну? Если чиновники думают, что достаточно такому интеллектуалу дать оклад в несколько десятков тысяч долларов и дело в шляпе, то он глупо ошибается. Не всё мерится деньгами. Важен демократический политический климат в стране, наличие граждански свобод и прав, возможность самореализации, творческого и профессионального роста. «Мозгам» нужны особые условия. Не долларом единым жив человек, необходима ещё и нормальная, комфортная психологическая атмосфера, чтобы молодые таланты приезжали сюда, будучи в полной уверенности, что с ними ничего не случится, их не арестуют, не обворуют, не кинут и т.д. Подходят ли эти критерии для нынешней России — думаю, ответ очевиден.
А пока у нас по Салтыкову-Щедрину: «Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России. И я отвечу — пьют и воруют»…