Это был первый межнациональный конфликт, вошедший в историю под названием осетино-ингушский. 30 октября началась лишь активная (вооруженная) фаза осетино-ингушского противостояния, а сам конфликт имеет давнюю историю болезни.
Депрессия от репрессии. Или роль товарища Сталина
После выселения чеченцев и ингушей в Казахстан в 1944 году территория Чечено-Ингушской АССР была распределена между Грузией, Дагестаном и Северной Осетией. В 1956 году президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов. Практически все территории были возвращены обратно, кроме Пригородного района, оставшегося в составе Северной Осетии.
Вопрос возвращения района стал национальной идеей для ингушей. В Москву за справедливостью ездили делегации ингушей ветеранов Великой отечественной и гражданской войны. А в январе 1973 году в Грозном состоялся митинг ингушского народа с требованием возвращения Пригородного района. Он был жестко разогнан. Но после этого положение ингушей в Пригородном районе улучшилось. Ингушский язык появился в школах, на радио и ТВ появились передачи на родном языке. Впервые ингуши появились и среди депутатов Орджоникидзевского горисполкома и Пригородного райисполкома.
Но даже эти меры не решили главной проблемы. Межнациональное напряжение продолжало расти. В 1981 году в Орджоникидзе (современный Владикавказ) начались осетино-ингушские столкновения. Причиной стало убийство осетинского таксиста, в котором были обвинены ингуши. Митинги были жестоко разогнаны силами МВД и армии.
«Ас саламу алейкум, ингуши!» Или роль товарища Ельцина
В начале 90-х в Пригородном районе начались провокации с обеих сторон. Регулярно происходили убийства и грабежи. И тогда 19 апреля 1991 года Верховный Совет Северо-Осетинской АССР ввёл в Пригородном районе и Владикавказе чрезвычайное положение. А спустя несколько дней, 26 апреля, Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов», предусматривавший территориальную реабилитацию ингушей.
После распада СССР ингуши, уверовав в возможность, что ПР будет возвращен по этому закону в состав Ингушетии, вышли на митинги, на которые даже приезжали Галина Старовойтова и Борис Ельцин, где произнесли знаменитое «Ас саламу алейкум, ингуши!».
Напряжение в ПР росло каждый день, осетинское руководство начало готовиться к конфликту. А Ингушетия пребывала тогда в состоянии безвластия. Районные советы не контролировали практически ничего, а Назрановский райком партии, как символ власти, три раза в день брали штурмом вооруженные группировки различных тейпов. В созданной за несколько месяцев до конфликта Ингушской республике не было ничего кроме хаоса и площадных крикунов призывающих вернуть земли предков.
Три версии
Существует несколько версий причин начала вооруженного конфликта. Первая версия — Руслана Аушева, первого президента Ингушетии. Он полагает, что война между осетинами и ингушами в ПР была затеяна исключительно с целью выманить Дудаева на помощь ингушскому народу, а потом войти в Чечню.
В пользу этой версии он приводит первый указ, согласно которому войска России встали на границе Чечни и Ингушетии после окончания осетино-ингушского конфликта, в целях защиты Ингушетии от нападения со стороны Чечни.
Вторая версия — ингушская. Руководители Северной Осетией решили устроить этническую чистку. Была проведена подготовительная работа: создана национальная гвардия, привлечены боевики из Южной Осетии, имеющие опыт боевых действий в войне с Грузией и т.д. Но все эти приготовления не привели бы к конфликту, если бы ингушская сторона не пошла на обострение, поддавшись на провокации.
Третья версия – осетинская. Она очень проста и выражается двумя словами – ингушская агрессия. Ингуши подготовили отряды боевиков и решили силой отделить ПР и часть Владикавказа от Осетии.
Три дня кошмара
Боевые действия официально начались 30 октября с обстрела российской армией населенных пунктов Пригородного района Северной Осетии занятых ингушскими отрядами самообороны. После нескольких убийств ингушей в ПР 24 октября в Назрани состоялась объединённая сессия трёх райсоветов Ингушетии и депутатской группы Пригородного района Северной Осетии. По итогам заседания было заявлено, что объединенные отряды добровольцев организуют дежурство во всех населённых пунктах Пригородного района Северной Осетии, где проживают ингуши. Дежурство отрядов должно было осуществлено до передачи под юрисдикцию Ингушской республики всех отторгнутых сталинским режимом земель.
Но вместо этого дождались российской армии.
По большому счету, серьезных боев не произошло. Осетины не стали ввязываться в уличные бои и дождались прихода российской армии. Войска начали выбивать эти отряды вместе с ингушским населением из сел в ПР. Следом за российской армией шли осетинские боевики, уничтожавшие и бравшие в заложники ингушское население.
Ингушская сторона тоже приступила к захвату заложников, были жертвы и среди мирного осетинского населения. Ингуши пытались сопротивляться, но, не имея ничего кроме легкого стрелкового оружия, были выбиты регулярной армией из контролируемых ими сел. За три дня все было кончено. Более 60 тысяч ингушей были изгнаны из своих домов.
К сегодняшнему дню более 30 тысяч ингушей смогли вернуться в свои дома, несмотря на все препятствия чинимые властями Северной Осетии. Большинство из вернувшихся в Осетию продолжают работать в Ингушетии, в РСО устроиться на работу ингушу очень сложно, как и получить высшее образование.
В том, что ингуши все-таки смогли вернуться в ПР есть, как ни странно, заслуга Кремля. Если бы не давление Москвы на Владикавказ, вряд ли осетинское руководство позволило бы вернуться хоть одному ингушу обратно.
Войны не кончаются?
Руководством Осетии и Ингушетии за эти годы были подписаны десятки соглашений о мире и добрососедстве, но в большинстве своем они так и остались на бумаге. Мир есть, а вот добрососедства не получается.
Конфликт между осетинами и ингушами, естественно, подогревает террористическое подполье. Сторонники «Имарата Кавказ» устраивают теракты в Северной Осетии, а его глава Доку Умаров даже подписал указ, согласно которому вся территория Осетии включена в состав Ингушетии. Имаратчики особо стараются подчеркнуть свою проингушскую позицию в этом конфликте, рассчитывая вызвать к себе симпатии населения Ингушетии.
Но у российского руководства есть более эффективное оружие, чтобы решить этот конфликт и добиться поддержки ингушей и осетин – закон. Вся территория страны должна быть открыта для проживания граждан РФ независимо от их национальности, веры или цвета кожи. Все должны получить равные права, иначе этот конфликт будет тлеть вечно.
И, возможно, самое главное. Несмотря на то, что прошел двадцать один год после окончания конфликта, необходимо провести тщательное расследование произошедшего осенью 1992 года.
До тех пор пока не будут наказаны виновные и не понесут заслуженное наказание ответственные за пытки и убийства мирных жителей лица, будет продолжаться недоверие. Которое легко переплавляется в ненависть.