День бортпроводника гражданской авиации, который отмечается 12 июля, является профессиональным праздником этой непростой и ответственной профессии. Работа бортпроводника имеет множество нюансов и требует особого навыка общения с пассажирами, обеспечения их комфорта и безопасности на протяжении всего полета.
История возникновения профессии бортпроводника гражданской авиации
Всемирный день бортпроводника гражданской авиации — прекрасный повод заглянуть на страничку истории. Стюардессы существуют и успешно выполняют свои служебные обязанности на благо пассажиров гражданских самолетов вот уже более 80-ти лет. Изначально в какой-то степени функцию бортпроводника брал на себя второй пилот. Вскоре, правда, стало ясно: такой вариант не слишком хорош с точки зрения безопасности машины и пассажиров. Тогда руководством было принято решение о том, чтобы экипаж самолета сопровождал в небе стюард как третий член команды помимо двух пилотов. Это произошло в Германии в 1928 году.
Как же появились стюардессы? Идея привлечения на работу бортпроводника молодых женщин привлекательной внешности возникла в США. Она была продиктована желанием сделать пассажирской авиации рекламу, а еще из соображений все той же пресловутой, но такой важной безопасности: вес девушек меньше веса юношей, что по всем статьям увеличило бы устойчивость самолета при перелете.
Первой стюардессой история называет некую Эллен Черч. Эта девушка работала до обретения новой должности медсестрой и совершила первый свой полет в качестве бортпроводницы 15 мая 1930 года. Более того, перед Эллен поставили задачу взять в свои руки осуществление набора в первую группу стюардесс подобных себе молодых особ. Ими в итоге стали семь медсестер, возраст каждой из которых не превышал 25 лет, а вес – 52 кг.
Критерии подбора персонала на должность бортпроводника гражданской авиации
В наши дни принципы подбора молодых женщин на должность сопровождающей пассажиров авиалайнера несколько иные. Вес кандидатки уже не играет особенной роли, ведь самолётостроение далеко шагнуло вперед в XXI-м веке по сравнению с веком XX-м. Зато важно наличие трех О: конкретного образа внешнего (природная привлекательность, макияж, речь, мимика), образа профессионального (профессиональные навыки, умения, знания) и образа внутреннего (определенные черты характера и личностные качества). Имеют значение также физические параметры, такие как рост (для девушек он должен находиться в пределах 160-175 см) и размер одежды (46-54).
Что касается юношей, то на должность бортпроводника гражданской авиации принимают молодых мужчин с ростом не менее 170 см и не более 185 см. Учитывается и возраст кандидатов: 18-30 лет. Однако, стоит отметить, что все перечисленные параметры могут разниться в зависимости от конкретной авиакомпании.
Недопустимо наличие у будущих стюардесс и стюардов серьезных физических недостатков, тату и пирсинга, крупных родимых пятен и родинок, шрамов на открытых участках тела. Кандидат на должность сопровождающего пассажиров авиалайнера должен быть абсолютно здоров. Это необходимое требование обусловлено тяжелыми условиями труда. Для контроля физического и физиологического состояния стюардов и стюардесс им положено дважды в год проходить медкомиссию.
По поводу образования кандидатов: оно должно быть не ниже полного среднего. Еще один важный нюанс: владение английским языком. Уровень: pre-intermediate или intermediate. Хотя бы базовые знания второго иностранного языка существенно повышают шансы кандидата на получение вожделенной должности бортпроводника гражданской авиации.
Как обучают бортпроводников гражданской авиации
Существует несколько вариантов получения навыков выбранной специфической профессии. Первый и самый удобный – курсы при авиакомпании. Такое обучение совершенно бесплатно, включая тренировки на оборудовании, которое впоследствии становится местом работы, стажировку в компании. Главное же преимущество заключается в гарантированном трудоустройстве. Из минусов только достаточно большой конкурс: 7-10 человек на место.
Второй вариант — окончание независимой школы. В этом случае обучение платное, трудоустраивать никто никого не будет – это уже задача и проблема самого кандидата.
Куда бы вы ни пошли учиться, делать вам это придется около 3-х месяцев. В некоторых частных учебных заведениях процесс длится на месяц меньше. Принимают в школу или на курсы при авиакомпании после того, как человек прошел собеседование. Оно состоит из традиционных вопросов и психологического теста.
Непосредственно обучение включает в себя теоретическую и практическую части. В первую входит изучение технических характеристик и устройства авиалайнеров, информации по оказанию медицинской помощи, по улаживанию конфликтов, о пользовании спасательным оборудованием. На практических занятиях будущие стюардессы тренируются на оборудовании, представляющем собой имитацию салона воздушного судна. В завершении обучения требуется отлетать 30 часов стажа, после чего выпускнику школы/курсов выдают допуск в профессию бортпроводника.
Должностные обязанности бортпроводника гражданской авиации
Бортпроводник обязан выполнять требования различных нормативных и законодательных документов, таких как воздушный кодекс, правила и указания авиакомпании, нормативные акты, регулирующие авиаперевозки. Также, он придерживается таких правил, как правила охраны труда, санитарии, техники безопасности, противопожарной безопасности.
Бортпроводник обязан соблюдать дисциплину, выполнять распоряжения старшего бортпроводника, исполнять Задание на полет. Проводник выполняет процедуры летной безопасности и аварийные процедуры, соблюдает стандарты предоставления услуг пассажирам и членам экипажа.
В обязанности бортпроводника входят и такие очевидные вещи, как обязанность постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, быть компетентным в рамках своей квалификации, как в области обеспечения сервиса, так и в области обеспечения безопасности полета. Работник сервисной службы на борту следит, чтобы служебные документы были в сохранности и их сроки действия не были бы просрочены.
Где еще как ни в этой профессии можно найти такой необычный пункт должностных обязанностей бортпроводников, как отдых.
Бортпроводники обязаны неукоснительно отдыхать перед полетом, это входит в технику безопасности. Они принимают участие в собраниях экипажа и разборах как перед, так и после полета. Стюардессы следят за санитарным состоянием ватерклозетов, поддерживают чистоту и порядок в салоне во время полета.
Также, в должностной инструкции официально закреплена обязанность быть доброжелательным, вежливым, заботиться о пассажирах. Стюардессы должны иметь опрятный вид, соблюдать правила ношения форменной одежды.
Работники сервисной службы на борту знают правила пассажирских авиаперевозок, перевозки грузов и багажа, правила эксплуатации бортового и аварийно-спасательного электрического оборудования воздушных сил, сроки хранения выдаваемых продуктов питания, правила техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности, таможенные, иммиграционные, карантинные правила Российской Федерации и других стран, правила этикета, правила поведения за рубежом, актуальные для работников авиакомпании.