Но наиболее оптимистичной статьей нового трехлетнего бюджета стала статья о военных расходах. На оборону страны в 2012 году средств заложено на 20% больше, чем в нынешнем. А на национальную безопасность и правоохранительную деятельность депутаты выделили в полтора раза больше денег. В соответствии с принятым бюджетом, ускоренный рост военных расходов продолжится до окончания текущего десятилетия. До 2020 года государство планирует выделить 20 трлн рублей на финансирование программ по вооружению.
Экс-глава Минфина Алексей Кудрин в интервью РБК резко раскритиковал документ. По его мнению, в ближайшие два года правительству придется пересмотреть масштабные статьи военных расходов, так как такое повышение расходов ничем не обеспечено. «В трехлетнем бюджете, примерно наполовину, повышение военных расходов связано со снижением финансирования всех других отраслей, а на другую наполовину — с сохранением дефицита бюджета при цене на нефть в 100 долларов за баррель», — отметил он.
Совершенно противоположного мнения придерживается член комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров. «Мне кажется, что это правильно, потому что России необходимо продолжить военную реформу. У нас много устаревшего оружия, а стране нужна высокотехнологичная армия. Кроме того мы должны платить деньги офицерам и солдатам, шить для них новую форму, поэтому денег потребуется много», — заявил он WordYou.
Подобный подход разделяют далеко не все. Например, по мнению доктора экономических наук Евгения Ясина, прежде чем сделать такой оптимистичный прогноз, депутаты должны были более подробно изучить ситуацию. «Ситуацию надо было оценивать с точки зрения возможностей России, учитывая тот факт, что, скорее всего, стоимость нефти не будет увеличиваться», — сказал он нашему изданию.
Уже сейчас многие эксперты сходятся на том, что нефтяная зависимость бюджета станет главной причиной его исполнения с дефицитом. В ближайшие три года размер дефицита бюджета планируется в размере от 1,6% до 0,7% ВВП в случае, если цена на нефть удержится на уровне в 100 долларов за баррель. А падение стоимости «черного золота» ниже 60 долл. за баррель повлечет за собой сокращение расходов бюджета.
«Мне кажется, что мы не можем тратить на армию такие масштабные суммы. Перед Россией стоят иные задачи: мы должны обеспечивать финансовую стабильность, не допускать инфляции, чтобы не ограничивать возможности расходов на первостепенные цели: пенсионного обеспечения, жилищного рынка и т.д. Именно от этих процессов зависят темпы роста российской экономики», — считает Евгений Ясин.
Добавим, что при всех вполне традиционных социальных обещаниях государства – повысить пенсии, стипендии, индексировать зарплаты работникам госсектора, в принятом бюджете налицо сокращение финансирования таких отраслей как здравоохранение и образование.