Таджикским прокурорам путем сложной судебной арифметики удалось сохранить лицо: кассационная комиссия уменьшила срок заключения каждому из них с 8,5 лет до 2,5 лет. Затем летчиков подвели под амнистию, объявленную в республике в августе, сделав срок заключения меньше еще на два года. Оставшиеся полгода пилоты провели в предварительном заключении, что и было засчитано как срок наказания.
Когда суд города Курган-Тюбе признал Садовничего и Руденко виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов (с конфискацией двух самолетов Ан-72), Кремль признала приговор крайне суровым и политически ангажированным. В Москве приступили к решительным действиям, обрушив весь гнев на мигрантов из Таджикистана.
11 ноября миграционная служба РФ заявила о готовящейся депортации из российской столицы около 100 таджикских нелегалов, подчеркнув, что решение о выдворении еще 134 будет принято в ближайшие дни. По сообщениям СМИ, за 4 дня — с 11 по 14 ноября — из России были депортированы более 300 мигрантов из Таджикистана.
Всех подставил Эмомали Рахмон?
«Эта акция против гастарбайтеров была на руку Эмомали Рахмону и сыграла не в пользу России. Он хотел показать, как плохая Россия относится к таджикским мигрантам, к тем людям, которые пришли в Россию в поиске куска хлеба, и он добился своего, — заявил WordYou лидер оппозиционного таджикского общественно-политического движения «Ватандор» Дододжон Атовуллоев. — Я читал официальную прессу Таджикистана в эти дни и поражался, как там радовались решению российского правительства о высылке мигрантов. Они совершенно не видят слез своего народа, слез женщин, слез голодных и босых детей, играя в свои политические игры».
В Москве же, напомним, за дело взялся главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, призвавший и вовсе закрыть границу для гастарбайтеров из Таджикистана, мотивировав такое решение, конечно же, сугубо санитарными соображениями. В подтверждение своих слов он привел такую статистику: среди 188 граждан Таджикистана, высланных из России за минувший год, 103 оказались больны туберкулезом, у 40 обнаружен ВИЧ, у остальных — другие опасные инфекции (таджикский Минздрав оспорил эти цифры). Вслед за Роспотребнадзором в дело вступил и Россельхознадзор, который накануне предупредил о возможном вводе ограничений по ввозу растительной продукции из Таджикистана в связи с «многократными нарушениями фитосанитарных норм». Словом, был бы повод – нарушения найдутся.
Под таким давлением в Душанбе иначе взглянули на сложившуюся ситуацию. Таджикские прокуроры начали пересмотр дела.
«Дело летчиков — это шоу, организованное правительством Эмомали Рахмона», — считает Дододжон Атовуллоев».
Приговор отменен, осадок останется
Иного мнения придерживается президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов: «Мне кажется, Эмомали Рахмон даже не придавал значения этому процессу. Если бы российская общественность не взорвалась, сидели бы ребята в Таджикистане… Но, в любом случае, осадок в отношениях между государствами несомненно останется. И он будет проявляться на различных уровнях: на уровне руководства, на уровне политических элит, и даже бизнес скорее всего отреагирует. А главное – это межчеловеческие отношения. В России уже испортилось отношение к таджикам-гастарбайтерам, однако не стоит забывать, что и в Таджикистане отношение к русским будет также ухудшаться».