В секторе Газа около 2000 человек работает в подземных тоннелях. Только за последние 3 месяца более 80% из них потеряли эту работу и, как следствие, единственный источник доходов в условиях израильской блокады.
Один из методов, к которым прибегли египетские военные, – слив канализационных вод в тоннели. Начиная с тех пор, как в 2006 году «ХАМАС» победил на выборах, и Израиль закрыл границы, этот метод можно назвать наиболее опасным.
Предположительно, около 30% от всех товаров, которые получает население Газы, состоящее из 1,7 миллионов человек, проходят путь через эти тоннели. Под знаменем борьбы с торговлей оружием и пресечением вооруженных вылазок, Израиль взял Палестину в блокаду и лишил тем самым простых людей возможности получать такие предметы первой необходимости, как продовольствие, топливо и стройматериалы.
Сотни подобных тоннелей прорыты по протяженности всего 14 километрового участка территории, соединяющего Газу с Египтом. Следует отметить, что создание этой транспортной сети потребовало огромных материальных затрат.
Владелец одного из тоннелей по имени Абу Сулейман утверждает, что на данный момент функционирует всего 50 таких тоннелей, однако израильские военные по итогам последней войны против Газы в ноябре 2012 года, заявляют о 550 работающих на полную мощность коридорах.
Пресс-секретарь МВД Египта Ислам Шаван заявляет, что до начала проведения операции по затоплению тоннелей, между Газой и Египтом их насчитывалось порядка 900.
Безопасность или пропитание?
Израильская повсеместная блокада Газы с воздуха, воды и суши привела к резко возросшему числу подземных тоннелей, по которым в отрезанную от мира Палестину поступают продукты, медикаменты и даже автомобили.
Вот за рулем грузовика, припаркованного на границе, сидит в ожидании груза молодой человек по имени Амер. Свою фамилию он просил не называть, опасаясь расправы. Каждое утро он приезжает с севера Газы на юг в поисках работы. Он прождал сегодня 8 часов впустую, и теперь отправляется домой с пустыми руками. Владелец тоннеля, в котором работал Амер, говорит, что его разрушили египетские военные, залив туда сточные воды. Последний месяц 22-летний Амер занимался перевозкой гравия, который, как и другие стройматериалы, запрещен израильским правительством к ввозу в сектор Газа. Раньше Амер мог заработать 26$ в день. Тем самым он кормил семью и платил за обучение двух братьев. Когда его спросили, что он собирается делать дальше, на его лице ясно читалось отчаяние. «Я не знаю, что мне делать. Это был единственный способ прокормить моих братьев и мать. Может понадобиться много времени, чтобы найти новую работу», — говорит Амер.
У его близкого друга есть решение: «Можно попробовать копать глубже. Раньше мы копали вглубь на 20 метров, теперь надо копать на 30», — говорит Махмуд, который также попросил не называть его фамилию. Но работать на глубине 30 метров очень рискованно: множество рабочих погибло в тоннелях под обвалами, а чтобы найти и поднять их тела наружу требуется долгое время. По данным, полученным от палестинского Центра по защите прав человека «Аль-Мезан», начиная с января в тоннелях погибли 7 человек, а общее число жертв с 2006 года составляет 236 человек.
Под постоянной угрозой
Эссам Хадэд, советник по национальной безопасности президента Мурси, недавно заявил в обращении к журналистам, что разрушение подземных тоннелей ведется с целью положить конец контрабанде оружия, из-за которой обстановка на Синае далека от того, чтобы называться спокойной. В августе прошлого года на границе с Газой были убиты 16 египетских пограничников, что ясно говорит о беззаконии, царящем в пустынном регионе между Израилем и Газой.
Тем временем, «ХАМАС» очень озабочен попытками Египта залить тоннели зловонными сточными водами.
Юсуф Резда, политический советник премьер-министра Исмаила Хании, утверждает, что тоннели являются главным источником существования для населения Газы.
Рабочий из рода Аль-Шаер в Рафахе рассказывает, что в его тоннель египетские военные слили нечистоты уже 4 раза. Он и те, кто работает с ним, уже устали вычищать отбросы. Кроме того, они опасаются, что токсичные вещества могут представлять угрозу для их здоровья.
Условия труда в тоннелях являются опасными для жизни рабочих, им постоянно приходится работать больше положенной нормы, а владельцы тоннелей удерживают зарплату. Средняя продолжительность рабочего дня составляет 12 часов.
Хезам Хания, адвокат независимой комиссии по правам человека, изучив подземные тоннели, пришел к выводу, что условия труда в них не отвечают минимальным требованиям безопасности и противоречат палестинскому трудовому законодательству.
А по словам Амера, некоторые владельцы тоннелей искусственно создают проблемы, мешающие работать в течение нескольких часов, чтобы уволить людей, не заплатив им за весь день. «Мы никогда не слышали ничего о защите прав трудящихся на этой работе» — говорит Амер.- Здесь все происходит как на звероферме – хозяин получает то, что ему нужно, а на жизни рабочих ему наплевать».
Компенсации семьям погибших
Существует негласное правило, по которому семьи погибших рабочих получают единовременную компенсацию в размере 5.000$ за неженатого родственника и 10.000$ за женатого. Но зачастую деньги так и не доходят по назначению. Бассам Хадэр пропал под землей в прошлом месяце в городе Рафах после ливня, повлекшего за собой обрушение тоннеля. Его родственники с трудом опознали тело, найденное через 9 дней после катастрофы. Денежную компенсацию они все еще не получили. У Хадэра остались жена и 9 детей.
Во время интервью с Амером мы увидели группу молодых людей, несущих на себе своего товарища. Они спешили в госпиталь, их лица и одежда были в грязи. Через час врачи больницы «Абу Юсуф Аль-Наджар» констатировали смерть 18-летнего Мухаммада Халил Ирбайи от удара электрическим током в залитом сточными водами туннеле.
Когда весть о смерти Ирбайи достигла его друзей, они плакали, вспоминая о том, как он еще только вчера утром пришел вместе с ними в тоннель в поисках работы.
Амер вспоминает, как во времена правления Хосни Мубарака египетские военные запускали слезоточивый газ в подземные ходы. Несколько его друзей погибли от отравления газом, но Амер считает, что сточные воды представляют собой еще большую опасность.
Мохамед Омер, палестинский журналист. Английский вариант статьи опубликован на сайте aljazeera.com