Поводом для разработки нового законопроекта стали участившиеся случаи суицида и гибели при невыясненных обстоятельствах заключенных в Саратовской области.
Несмотря на то, что на телах погибших были следы побоев и пыток, руководство ФСИН проигнорировало факты жестокого обращения с заключенными. Без ответа остались и запросы Госдумы, и уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, и Генпрокуратуры. На днях парламентарии напрямую обратились к министру юстиции Александру Коновалову с требованием проверить руководство УФСИН по Саратовской области на соответствие занимаемым должностям, а Генеральная прокуратура направила в Саратов свою комиссию.
В итоге группа депутатов Госдумы решила внести поправки в закон об ОНК, согласно которым комплектоваться комиссии будут из представителей политических партий и религиозных организаций.
«У нас сегодня реальная нехватка кадров. Кое-где в регионах комиссии или не сформированы, там заседают бывшие силовики, и даже бывшие сотрудники ФСИН. Это и определяет качество работы. Поэтому мы и предлагаем партиям и религиозным организациям выдвигать свои кандидатуры в комиссии для лучшей защиты прав человека в местах принудительного содержания», — заявил один из авторов инициативы председатель комитета ГД по делам общественных объединений Ярослав Нилов.
Священнослужители православной и католической церквей, а также представители других религиозных организаций уже выразили готовность участвовать в работе наблюдательных комиссий.
«Я приветствую такой законопроект. Если он будет принят, то пусть несильно, но повысится эффективность ОНК в деле защиты прав заключенных», — заявил «Известиям» протоиерей Дмитрий Смирнов.
Однако в Общественной палате, которая сейчас формирует общественные наблюдательные комиссии, инициативу не одобрили. Члены палаты напомнили, что ОНК собирают из представителей неправительственных объединений, которые занимаются правозащитной деятельностью не менее пяти лет. По словам председателя президиума общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий Марии Каннабих, права заключенных должны быть «вне политики и церкви, которая отделена от государства».
«Этот вопрос уже не первый раз поднимается. Мы уже обсуждали его и пришли к выводу, что это дело гражданского общества», — заявила она.
Однако, как отмечает председатель правозащитной ассоциации «Агора», член президентского совета по правам человека Павел Чиков, набирают в комиссии вовсе не из правозащитников, а именно сотрудников правоохранительных органов. Но и идею депутатов председатель «Агоры» не поддерживает.
«Правозащитников в этих комиссиях – раз-два и обчелся, а состоят они из представителей профсоюзов правоохранительных органов. Что, конечно, неправильно. Но и включать туда попов и политиков прогосударственных партий — не имеет никакого смысла, это все равно, что расширить фракцию тех же самых силовиков. От них там никакой защиты и никакого беспристрастного внимательного взгляда не дождешься», — заявил Чиков WordYou.Ru.
По мнению правозащитника, комиссии нужно сохранить как есть, потому как, в некоторых регионах они все же показали свою эффективность.
«С учетом недоверия населения к любым государственным структурам, трудно сейчас представить что-то более эффективное. Но, в любом случае, лучше улучшать и поддерживать деятельность комиссий, которые уже есть, а не подменять поддержку какими-то бесполезными законопроектами», — резюмирует правозащитник.