Разработанный CEDAW документ гласит, что неравенство в семье оказывает наиболее разрушительное влияние на жизнь женщины – именно оно лежит в основе всех проявлений дискриминации и ущемления прав, защищаемое различными идеологиями и культурами. Религиозные нормы, обычаи и государственные законы позволяют оказывать давление на женщин, принуждать их к вступлению в брак в слишком юном возрасте и против их воли, заменяя их образование деторождением, к которому еще далеко не готовы их тела и умы. В результате женщины оказываются ограничены в правах собственности, а то и вовсе лишены прав, как в браке, так и при разводе или вдовстве. В то же время укрепляются привилегии мужей и отцов, контролирующих свободу передвижения женщин, их экономическое благосостояние и принятие семейных решений.
«Карама» считает, что семейное право действительно остро нуждается в реформах по всему миру – будь то в Южной Америке, на Ближнем Востоке, или в США. Неравенство в семье разрушает жизнь многих женщин, а существующие законы, обычаи и религиозные традиции часто способствуют возникновению такого неравенства. Однако, это происходит далеко не всегда, и вовсе не обязательно подобная дискриминация основана на какой-то конкретной религии или культуре. На самом деле, наиболее пагубными для женщин оказываются скорее нищета и отсутствие экономического процветания в обществе. Бедность напрямую связана с практикой принудительного брака, ограничением возможностей получения образования для женщин, и ущемлением их права собственности в браке. Этот факт был не раз доказан на практике, и хорошо известен социологам.
Нужны реальные, а не риторические перемены
Те, кто считает, что введение единого гражданского кодекса непременно улучшит положение женщин, игнорируют правовую и эмпирическую реальность. Реальность эта заключается в том, что во многих религиозных правовых системах достаточно места для вполне оправданных с точки зрения религии интерпретаций, которые самым прогрессивным образом защищают и расширяют права женщин. Тут важно придерживаться прагматического подхода, чтобы свести к минимуму любой возможный ущерб нынешнему положению женщин, и в то же время добиваться реформ, которые позволят улучшить его в будущем. Наряду с другими мерами, важно работать в рамках признанных правовых систем, одной из которых является исламское право. Это позволит найти разумные и функциональные решения, которые будут к тому же восприняты как легитимные обществом, в котором живут женщины. Кроме того, таким образом можно положить конец доминированию тех интерпретаторов религиозных норм, которых не волнует улучшение положения слабого пола.
Авторам предлагаемых ООН рекомендаций следует стремиться к реальным, а не риторическим переменам к лучшему. Одна лишь пропаганда единого гражданского кодекса, в свете различных социально-культурных условий, не всегда является наиболее эффективным и полезным средством. Достижение поставленной цели включает в себя понимание законов и условий конкретного региона, с учетом пожеланий самих женщин, как никто лучше знакомых с положением вещей на местах. Обязанность составителей рекомендаций – тщательно изучить все нюансы, понять смысл и фактическое воздействие существующих законов и норм, чтобы избежать таких действий, которые окажутся противоречащими интересам женщин.
Поэтому с прагматической точки зрения важно признать, что правовая реформа, основанная не на присущих конкретному обществу традициях и обычаях, может действовать против потребностей женщин в этом обществе.
У женщин в исламе много прав, надо лишь научиться ими пользоваться
Мы часто наблюдаем тенденцию в безоглядной погоне за переменами преуменьшать важность тех средств, которые и сейчас уже доступны женщинам. Что касается исламской правовой базы, здесь существуют вполне оправданные с точки зрения религии, а также авторитетно подтвержденные предпосылки для более равноправных семейных законов и норм. Незачем отвергать исламское право, как систему в целом, чтобы достичь поставленной цели – нужно просто лучше его понять, чтобы знать, как добиться расширяющих права женщин, и в то же время сохраняющих легитимность реформ.
Необходимой частью этого процесса является и просвещение женщин относительно имеющихся у них возможностей и правовых инструментов, которые можно использовать для своей защиты. Например, нужно обучать их составлению брачных контрактов, в которых могут быть обговорены семейные права и другие моменты. Во многих странах — в том числе и придерживающихся различных версий исламского семейного права — женщины по религиозным законам имеют больше имущественных прав и привилегий, чем в других правовых системах. Вопрос лишь в том, способны ли они отстаивать свои интересы.
Кроме того, необходимо признать, что изменения действующих норм постоянно происходили и происходят. Кажущиеся порой слишком медленными и постепенными, на самом деле они учитывают сложный и также меняющийся со временем характер общества. В пример можно привести изменения семейного кодекса «Мудаванна» в Марокко и реформу законов о расторжении брака в Египте. Такие перемены следует высоко ценить и всячески поощрять. Власти Египта в настоящее время работают над реформой в области алиментов для разведенных женщин. Эта сфера отчаянно нуждается в улучшениях, и отрадно видеть, что в данном направлении уже предпринимаются усилия. К тому же, с точки зрения исламского права, для таких изменений определенно есть место.
И наконец, любые рекомендации должны учитывать голоса широкого спектра женщин, и прежде всего тех женщин, которых наиболее сильно коснутся предлагаемые перемены. Иначе любые рекомендации будут оторваны от фактической реальности, в которой живут женщины, и могут нанести больше вреда, чем пользы.