Закрыть

Общество

Судились два товарища

 

Согласно закону, новая административная граница должна быть проведена по линии, которая проходила между Ингушетией и Чечней еще до их объединения в 1934 году. А значит, территория Сунженского района и часть Малгобекского принадлежит Чечне.

Правда, законодатели все же отмечают, что все «меры по организации местного самоуправления на территориях указанных поселений осуществляются после установления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия». То есть, этот закон не будет действовать, пока не будет принято решение на федеральном уровне.

ЧП районного масштаба

Спор за район начался летом прошлого года, когда глава Чечни Рамзан Кадыров  заявил, что соседняя республика, воспользовавшись тем, что между регионами не проведена граница, захватила «исконно чеченские земли, в одностороннем порядке проведя размежевание». Кадыров подчеркнул, что намерен обсудить ему на федеральном уровне.  Ингушский лидер с предложением согласился, но отметил, что  разделение должно идти по уже устоявшимся территориям.

В итоге в Чечне создали специальную комиссию по размежеванию административной границы с Ингушетией, (а в Ингушетии подобная комиссия работала с 2009 года). Как сообщал в ноябре 2012 года Юнус-Бек Евкуров, комиссии после завершения своей работы отправили выводы в федеральный центр.

Но тут Кадыров обвинил ингушскую сторону в том, что она «не стала взаимодействовать» и не согласовала работу своей комиссии с чеченской.

«Это вынудило нас принять закон, который будет реализован после определения административной границы согласно Конституции РФ», — заявил Рамзан Кадыров, добавив, что «в соответствии с Конституцией РФ вопрос о границах может быть решен только по взаимному согласию субъектов».

Однако документ уже вызвал крайне негативную реакцию со стороны ингушских властей и общества.

12 марта глава республики Юнус-Бек Евкуров в телевизионном обращении к гражданам региона заявил, что Сунженский район останется «неотъемлемой частью» Ингушетии.

«У нас нет спорных вопросов, мы живем на своей территории, трудимся на своей земле, в настоящее время начались посевные работы, ведется строительство жилья, промышленных объектов», — заявил Евкуров.

А спикер парламента Ингушетии Мухарбек Дидигов вообще назвал действия соседей попыткой «нарушить основы государственного устройства Ингушетии». «Данным шагом они нас вынуждают на ответные меры для защиты своей земли и своего суверенитета», — заявил он. Кроме того, секретарь ингушского отделения «Единой России» Зелимхан Евлоев заявил, что «в случае развития событий по чеченскому сценарию ингушская сторона оставляет за собой право требовать территории Пригородного района и Правобережной части Владикавказа».

Проблема в головах, а не в территории

Как рассказал WordYou.Ru на условиях анонимности эксперт, до выселения вайнахских народов в 1944 году Сунженский район считался чеченским – об этом известно и той, и другой стороне.

«При большевиках в 20-м году Сунженский район был создан в составе Горской республики, а когда уже в 1934 году была объявлена Чечено-ингушская автономная область, то район, соответственно, вошел в состав республики и с того времени во всех документах проходил как «чеченский», — говорит эксперт.

Впервые вопрос о принадлежности района встал в 90-х, когда Чечня объявила о независимости, и необходимо было решать, что делать с границей. Тогдашний президент Джохар Дудаев, не желая портить отношения с ингушами, не стал трогать эту сложную тему и временно оставил вопрос о Сунженском районе открытым.

«По некоторым источникам Дудаев, любивший широкие жесты, даже чуть не «подарил» этот район Ингушетии, — отмечает собеседник WordYou.Ru. — Однако и в Чечне, и в Ингушетии все всегда знали, что, грубо говоря, «район придется возвращать», так как это исторически чеченские земли».

Однако, по мнению эксперта, поднимать эту тему сейчас — крайне не мудро, потому что тогда надо ставить вопрос также о возвращении Чечне Аухского района Дагестана, который был приписан республике после выселения чеченцев и ингушей.

«Но поскольку чеченские власти эту тему обходят, зато бодаются с Ингушетией из-за Сунженского района, очевидно, что тут просто дело не в национальных интересах, а в личном  конфликте двух глав республик», — резюмирует эксперт.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях