Закрыть

Колонки

Трагедия Ливии

 

Будучи премьер-министром, я встречался с Каддафи несколько раз. Он всегда был гостеприимным. Во время этих встреч я в основном  отвечал на его вопросы о Малайзии. Казалось, он хотел узнать, как развивать страну. Я думаю, он хотел сделать то же самое в Ливии.

В начале у него были планы по улучшению жизни ливийцев. Ведь именно он инициировал орошение плодородных прибрежных районов путем создания большой искусственной реки. Проект осуществлял корейский подрядчик, построивший огромный трубопровод для транспортировки подземных вод из далеких глубин в гигантские резервуары, а затем для орошения земель.

Меня очень впечатлил этот проект. Очевидно, он достаточно заботился о своей стране и людях, чтобы сделать такое. Но помимо этого ничего особенного сделано не было. Несмотря на огромные доходы от экспорта нефти, страна была по-прежнему развита слабо.  Для страны с такими огромными запасами нефти люди жили относительно бедно.

Западная пресса писала о жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к своим недоброжелателям и врагам. Но я всегда относился с осторожностью к западной прессе. Послушать их, так я тоже великий диктатор, упекший за решетку сотни своих политических врагов. Я-то знаю, что это не так. Поэтому я никогда не верил большей части сообщений западной прессы о Каддафи.

Но он определенно не вполне понимал предназначение правительства. У него не было реального плана развития страны и достижения процветания для народа. Он не так много путешествовал, чтобы увидеть, как развиваются другие страны. Но его дом, куда мы с женой были приглашены отобедать вместе с Каддафи и его женой, вовсе не был похож на дворец. Его даже не назовешь роскошным.

Большую часть времени он проводил в затворничестве,  а после попыток Запада убить его стал опасаться за свою жизнь. Гостей он принимал в палатке, обнесенной стеной.

Мне неизвестно о жестокостях, совершенных им или его людьми. Во время его недавнего отступления я не встречал новостей об освобождаемых заключенных или обнаружении массовых захоронений жертв этой его жестокости. Может быть, они будут обнаружены позже.

На войне жестокость — дело обычное. По сути, война оправдывает жестокость, в том числе и убийства. И все равно, когда видишь жестокость, убийство кого-то из знакомых, это больно и печально.

Я опечален убийством Каддафи. Его следовало арестовать и предать суду за его преступления. Но я знаю, что теперь так не делается. Усама бин Ладен также был казнен солдатами США. Некоторых людей «заказали» «цивилизованные демократические правительства», как бывало и в прошлом, и я боюсь, что судьба Каддафи постигнет тех, кто не может понять смысл предзнаменований.  Власть имущие, заинтересованные в смене режима,  добьются того,  что это произойдет. Им это сулит большую выгоду.

Я надеюсь и молюсь, чтобы Ливия в конце концов получила хорошее правительство, во главе с лидерами, которые действительно верят в хорошее правительство, и которые готовы потерпеть поражение на справедливых выборах, без подтасовок и манипуляций.

 

Махатхир Мохамад, экс-премьер Малайзии в 1981 – 2003 годах. Английский вариант статьи был опубликован в его блоге.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях