Закрыть

Общество

Если жизнь беспросветна, значит, скоро рассвет

 

Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист:

— Минувшая акция отчетливо показала, что наступил настоящий кризис протестного движения, оппозиция раскололась и ее практически не существует. Немцов, Навальный и т.д. – они только показали, что они не способны серьезно руководить этим движением.

Те, кто ходил на митинги в прошлом году, сегодня отвернулись от Координационного совета и его  руководства, потому что поняли, что им это не выгодно.

Что касается всего гражданского опыта, я думаю, действия оппозиции можно направить на муниципальный, правозащитный уровень. Необходимо реально показать людям, что они способны улучшать жизнь конкретного человека, решать ряд конкретных задач, связанных, допустим, с бесчинством чиновников и т.д.  Если они будут способны на это повлиять, люди поддержат их действия.

Возьмем мусульманскую ячейку общества, я не понимаю, почему оппозиционеры не берут в расчет их проблемы, а даже скорее настраивают себя против мусульман некоторыми лозунгами. Для нас все вопросы остаются прежними – свобода заключенных, снятие запретов с книг и хиджабов, строительство мечетей.

Кроме того, они сами себя настроили против православного большинства, поддержав акцию Pussy Riot. Как бы они сами не относились к церкви, большинство людей в России привержены религии, и противопоставлять себя им – это политически неправильный ход.

Максим Шевченко, член Совета по правам человека, журналист:

— Политическая деятельность – это очень важное дело. И если ты оппозиционер, и при этом не стоишь на позициях радикального неучастия в жизни общества, как некоторые крайне правые или крайне левые группировки, ты должен трудиться над выработкой повестки. От каждого политика ждут предложенной им повестки, которую разделяет страна. Ты должен работать не на разрушение общей системы политических и общественных отношений, а  на то, чтобы в этой системе отношений приобретать сторонников и — в конце концов — выигрывать. Вот только я не верю, что Координационный совет оппозиции способен на это. Мне кажется, там собрались амбициознные люди, которые в итоге не смогут создать какую-нибудь реально работающую политическую структуру. Это будет такой дискуссионный клуб интеллигенции – эволюция шестидесятников.

Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинской группы, правозащитница:

– Оппозиция у нас существует, но ее умелость и активность можно поставить под вопрос. Кстати, я вот не понимаю тех журналистов, которые выделяют Навального, Собчак, Яшина. А как же остальные? Где имена, например, тех тридцати человек, которых наряду с ними задержали на Лубянской площади? Ведь люди вышли показать свою активную гражданскую позицию.

Хотя получается у них это не очень.

Но политическая оппозиция нужна в каждой стране. Если в России когда-нибудь, я надеюсь, будут честные выборы, то потребуются политические партии с четкими конструктивными программами.

Поэтому слова, которые звучат сегодня со всех сторон: «Пусть оппозиция уйдет в сторону, займется чем-то еще» – странная точка зрения. Пусть каждый занимается тем, что у него в приоритете. Мигрантами и заключенными у нас занимаются правозащитники, проблемами ЖКХ – общественники и прочие активисты.

У каждого свой круг интересов и деятельности. Каждый – эксперт лишь в своей области, исходя из своих интересов, пониманий и задач, которые на их взгляд, под силу решить.

Деньга Халидов, политолог:

— Люди, заседающие в Координационном совете оппозиции, далеки от фундаментальных проблем России. Объективно – их деятельность, наоборот, направлена на разрушение страны. И за некоторыми их неолиберальными лидерами видна рука стратегических врагов России. Я всецело поддерживаю призывы к честным выборам, прозрачности руководящего аппарата и борьбе с коррупцией. Но почему они не предлагают конкретных, а главное – реализуемых программ и стратегий?  Вот чем нужно заниматься.

Не менее далеки оппозиционеры и от проблем маленького человека. Среди этих лидеров даже бытует такой «социальный расизм». Они говорят о креативном классе, куда входит небольшой процент либеральных и им сочувствующих людей из Москвы и Санкт-Петербурга – в основном, офисный планктон, а миллионы простых людей – отставлены в сторону.  Нужно задуматься и об их проблемах.

Им нужно вести дискуссию в патриотическом русле, а не оглядываться на Запад, нужно предлагать пути строительства суверенной, подлинно независимой экономической и политической системы.

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук:

— Нужно оглядываться не на западные, а на местные российские ценности, которые касаются декларируемых либеральными силами свобод. У нас ведь есть своя традиция. У нас очень сильная школа консервативного либерализма, еще дореволюционного, — надо присмотреться к этим концепциям.

И тогда, возможно, они станут более понятны российским избирателям.  А сейчас российский народ, кроме небольшой прозападной части, воспринимает их как чуждых.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях