При этом, как отмечает Торшин, нет никакой необходимости строить дополнительные сиротские учреждения. Детей будут отдавать уже в семьи, на основе которых могли бы появиться «частные детские дома». С теми, кто возьмется приютить сироту, государство заключит договор: опекуны обязуются кормить, одевать, обувать и заботится о ребенке, а за это они будут получать соответствующее содержание.
«Уверен, это было бы эффективное частно-государственное партнерство», — заявил Торшин.
По словам сенатора, содержание одного воспитанника, на которого в среднем по стране тратится от 300 тысяч до 1 миллиона рублей в год, на юге обходится гораздо дешевле. А благоприятный кавказский климат еще и улучшит рацион детей из северных приютов.
«Проживая в семье, дети будут воспитываться в лучших традициях Кавказа, знать язык и горские обычаи, что в будущем позитивно скажется и на межнациональных отношениях в стране», — считает Торшин.
Кроме того, если идея получит реализацию — частные детские дома смогут привлечь на Кавказ дополнительное финансирование и создаст новые рабочие места, которые там необходимы. Скептикам, заявляющим, что Кавказ и без того перенаселен, и работы там нет, у сенатора готов ответ: «Дети-то не работают, а местные жители получат ставки воспитателей».
Реализацией программы, по задумке Совета Федарации, займется Минздравсоцразвития, сообщают «Известия». А с нового года планируется вплотную заняться обсуждением инициативы, чтобы «посмотреть, насколько в регионе к этому готовы».
Национальность детей значения не имеет
Обычай обмениваться детьми, которые потом уже возвращались домой, владея «чужими» языком, обычаями и привычками, имел место еще в XIX веке между казаками и чеченцами. В традициях кавказских народов, как и у славян издревле была такая практика, как «воспитание дядюшкой». Мальчиков в 10-12 лет отправляли к родственнику, чтобы он получил «мужское» воспитание, избавленное от отцовской жалости. И у казаков эта традиция существовала в рамках куначеских связей с кавказскими народами.
По мнению доктора юридических наук и заслуженного деятеля науки Чеченской Республики Алауди Мусаева, идея хороша, но дети не должны становиться предметом торга и «цементом» для укрепления дружбы.
«Я считаю, что детей можно отдавать в семьи на усыновление, но не делать это за какие-то дотации – ведь полно недобросовестных людей, которые могут взять детей только ради денег. Можем ли мы гарантировать, что они станут заботиться об этих сиротах?» – говорит Мусаев.
Что касается «дружбы народов», то от этого она не окрепнет и не ослабнет: нормальные люди, будь они кавказцами или русскими, и так найдут общий язык.
По словам юриста, нужно просто предлагать бездетным семьям в северокавказских республиках усыновлять сирот – хоть с Дальнего Востока, хоть из Москвы, хоть из Поволжья. Также как и русские семьи могут усыновлять детей с Северного Кавказа.
«Национальность тут значения не имеет. У меня самого пятеро детей, но я готов усыновить хоть двоих, — заявил Мусаев. — Кстати, сам Торшин тоже может взять себе сироту, уверен, у него будет возможность поставить его на ноги».