Смерть близкого человека – болезненное и нелегкое испытание для взрослых, а для детей, впервые сталкивающихся с утратой, это может оказаться столь же обескураживающим, сколь и прискорбным. Поэтому психологи дали ряд советов, как взрослым и детям правильно говорить об утрате, и что допустимо говорить на похоронах и во время выражения соболезнований родным.
Как правильно говорить об умерших, на похоронах и соболезновать
Соболезнования – способ показать, что переживающий потерю не одинок в горе. Подойдут короткие фразы, без сложных речевых оборотов. Полезно выразить свои переживания, но не сосредотачивать внимание на них, быстро сместив акцент на желание оказать помощь.
Собственные эмоции по возможности сводят к минимуму. Большое значение играет обстановка, лучше высказывать соболезнования наедине, попросив уделить минуту.
Пример: «Смерть нашего (имя) потрясла меня. Прими соболезнования и помни: если понадобится помощь – я рядом».
Как правильно сообщать о смерти близкого родным
Между личной встречей и телефонным звонком предпочтительнее выбрать первое. Вариант интернет-переписки лучше исключить. Отсутствие возможности увидеться – не повод откладывать известие. Лучше позвонить, особенно если адресатов печальной новости несколько.
Разговор потребует небольшой подготовки. Выбрать нужные слова стоит заранее, затем несколько раз отрепетировать вслух. Если в ход идёт телефон, можно написать их и прочесть с бумаги. Без репетиции есть шанс, что слова утонут в эмоциях. А спокойствие здесь – главное правило.
Начинать с «безобидного» обсуждения погоды и новостей неприемлемо. Потеря должна быть единственным предметом разговора. Полезно использовать небольшое вступление, чтобы подготовить психику адресата.
Пример: «Хочу сообщить печальную новость. Сегодня утром не стало нашего (имя). Могу представить, насколько тебе тяжело это слышать. Если нужна помощь – я готов».
К известию не стоит добавлять клише, вроде «не плачь», «всё будет хорошо» – они только заставляют сомневаться в вашей искренности.
С какого возраста рассказывать детям, что умер дедушка или бабушка
Самое важное – не скрывать правду и не откладывать разговор «на потом». Вполне естественно стремление оградить своего ребенка от печального известия, но все-таки лучше быть честным. Рассказав ребенку о случившемся, вы повысите его доверие к вам и поможете ему лучше справиться с утратой любимого человека.
Постарайтесь найти тихое и спокойное место для разговора с детьми и тщательно обдумайте то, что вы собираетесь им сказать. Попросите детей сесть рядом с вами. Если у вас маленький ребенок, и у него есть любимый предмет, с которым он не расстается (игрушка, теплый шарф или плед), то пусть он возьмет его с собой. Говорите медленно и делайте частые паузы, чтобы дать ребенку время понять услышанное, а себе — возможность справиться с собственными чувствами.
Проявляйте сочувствие и будьте честны с детьми любого возраста, однако в разговоре с маленькими детьми следует использовать особенный понятный язык и не прибегать к эвфемизмам. Говоря что-то вроде «мы кое-кого потеряли», вы еще больше запутаете маленького ребенка, так как он не поймет, что это значит. Психолог д-р Лиза Дэймур рекомендует взрослым теплым и ласковым голосом сказать ребенку:
«У меня очень печальные новости, и я хочу с тобой ими поделиться. Твой дедушка умер. Это значит, что его тело перестало работать, так что мы его больше не увидим».
Возможно, родителям будет трудно использовать такие прямые формулировки, однако важно быть честными и открытыми.
Необходимо дать детям время усвоить эту информацию. Маленькие дети могут сделать вид, будто они вас не слушают – это их возможная реакция. Наберитесь терпения и ждите их внимания. Будьте также готовы к тому, что дети младшего возраста будут снова и снова задавать одни и те же вопросы, как во время первого разговора, так и в последующие дни и недели.
Проверьте, не появилось ли у детей некое «магическое» мышление. Некоторые дети могут переживать из-за того, что какие-то их слова или поступки могли стать причиной смерти любимого человека. Дети в любом возрасте могут испытывать чувство вины, поэтому следует узнать, не чувствуют ли они себя в чем-то ответственными за случившееся.
Например, вы можете спросить: «Ты переживаешь, что папа умер из-за того, что ты не то сказал или сделал?» Простыми словами объясните детям, что произошло, и убедите их в том, что им не за что себя винить. Можно, например, сказать ребенку:
«Успокойся, ты не сделал ничего плохого. Во всем виновата инфекция, из-за которой папа заболел и перестал дышать. Он мог подхватить ее где угодно. Никто уже ничего не мог сделать, и никто не виноват».