Склонная к драматизму Айседора Дункан любила повторять, что ей на роду была написана сложная, но очень интересная жизнь. Дескать, еще девочкой гадалка ей напророчила мировую славу, но не сказала в какой сфере. По легенде, ясновидящая добавила, что над родом Дунканов висит проклятье — они обречены на несчастную любовь и потерю всех близких. Некрасивая, но талантливая Айседора и вправду состоялась как личность и артистка, но умерла страшно и внезапно.
Яркий роман американской танцовщицы Айседоры Дункан и русского поэта Сергея Есенина потряс всех: немолодая и уже подуставшая от профессии Айседора влюбилась по уши в совсем юного стихоплёта. Изначально поэт не скрывал, что обожание американки принимает за комплимент, но она существенно повысила его узнаваемость, сделала ему пиар и привлекла к Есенину внимание.
К тому же, Айседора была обеспеченной дамой, и Сергей Александрович довольно быстро привык жить комфортно. Однако счастливым эти отношения назвать было сложно. Айседору постоянно мучила мысль, что она все равно одинока — мысли так и возвращались к родовому проклятью.
Почему Айседора Дункан — некрасивая и немолодая — была знаменита?
Американка была умной и прозорливой с самого детства, а оно простым не было. Постоянная нужда, желание вырваться из дома поскорее подвигли ее на артистическую стезю. Обучившись основам классического танца, Айседора поняла, что из этого можно вытанцевать немалые деньги. Так оно и вышло: танцовщица, начавшая карьеру на сломе веков, быстро адаптировалась.
Танцовщица придумала себе эпатажный образ: она была похожа на античную статую в своей короткой прозрачной тунике. Ужас, но была она не просто без корсета (что само по себе неприлично), но даже без нижнего белья. К тому же босиком — это была ее фишка.
Дело в том, что начало XX века породило почти религиозного свойства ожидания прихода новой цивилизации, нового человека, и в танце тоже. Зрители приходили на концерты Айседоры и поражались ее новаторству — она сделала женское тело материалом для искусства, а целью было отыскать в своем танце «источник духовного выражения». Хиппи начала прошлого века, иными словами.
Ее первый приезд в Петербург в 1904 году вызвал сенсацию, критики не сомневались, что дункановскому танцу суждено смести с «парохода современности» старую культуру. Всё же балет уцелел, а некрасивую предприимчивую Айседору профессионалы квалифицируют как блистательную дилетантку, ведь у нее не было ни системы, ни школы. Зато эмоций и едва прикрытого тела было с избытком — тогда это оценили, поскольку оно было новым.
Айседора Дункан бросила Есенина по серьезной причине
Дункан и Есенин встретились в сложный период истории, да и у каждого из них в тот момент был крайне непростой период судьбы. Когда они скоропостижно поженились, ей было 45, ему 27. С самого начала их отношения сложно было назвать ровными, уж так принято у творческих людей — скандалить непрерывно, иначе нет импульса для творчества.
К тому времени постаревшая Дункан как танцовщица вызывала недоумение, а Сережа Есенин по-прежнему был молодой перспективный поэт. Неприглядную изнанку этого брачного союза составили пьяные выходки, бунт и загулы молодого супруга. Периодически он скандалил в рамках проекта имажинистов и изменял с одноразовыми любовницами, втаптывая Айседорино чувство в грязь. Бросить его она всегда могла, но сначала пыталась его спасти — от саморазрушения.
Айседора знала, что такое одиночество и непонимание. За много лет до этого она потеряла всех родных и близких. Ее дети и няня ехали на автомобиле по набережной Сены, шофер потерял управление, и машина упала в реку. В той аварии не выжил никто — с тех пор Айседора с новой силой поверила в родовое проклятие.
Сама судьба была против союза Есенина и Дункан
Дункан решила спасти Есенина и взяла его с собой на гастроли в 1922 году, но совместный творческий тур по Америке и Европе не задался. Она вяло танцевала, он пил и задирался. В итоге Дункан приняла самое тяжелое в своей жизни решение — бросить Есенина. С тех пор у каждого из них был свой путь.
Жизненный путь танцовщицы закончился трагично. Длинный шарф Дункан намотался на колесо ее гоночной машины, и великой артистки не стало. Айседоры не стало 14 сентября 1927 года, а ее любимый Есенин ушел из жизни за два года до этого. Примечательно, что садясь в машину, Дункан сказала: «Прощайте, друзья, я иду к славе!».