Общество
Белоруссия заявила, что решения по российскому газу будут согласованы на политическом уровне
- Нина Андреева
Власти Белоруссии нашли решение газового спора с Россией. Теперь все зависит от согласования условий на политическом уровне, заявил министр энергетики страны Владимир Потупчик. Об этом сообщает РБК.
Решения по российскому газу приняты и будут согласованы на политическом уровне, сообщил министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик. Конфликт между странами возник из-за расхождений в подходах к определению цены российского газа. Всего за 2016 год неплатежи могут достигнуть $500 млн. В настоящее время документ находится на рассмотрении российского руководства.
Позиции сторон в переговорах о цене на российский газ для Белоруссии доведены до руководства обеих стран, заявил глава белорусского Минэнерго Владимир Потупчик. Правительство Белоруссии приняло решение по российскому газу, и оно будет согласовано на политическом уровне.
«Все, что сделано в этой части, доведено до общественности вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко и вице-премьером России Аркадием Дворковичем», — сказал он.
Дальнейшие шаги, по его словам, будут согласованы на «высшем уровне» и будут зависеть «от политических решений»:
«Все дальнейшие шаги зависят от политической воли», — сказал министр.
Потупчик подчеркнул, что необходимо выполнить все пункты договора о ЕАЭС. Он предусматривает создание равных условий для Белоруссии и России. Для этого к 1 июля 2019 года необходимо создать общий рынок электроэнергии, а к 1 января 2025 года — общий рынок газа. Он сказал, что для этого нужно максимально сблизить цены на газ, чем они сегодня и занимаются.
Также министр посетовал, что сейчас цена на газ для белорусских энергетиков в два раза выше, чем для их российских коллег. Он добавил, что в нынешнем году ситуация с расчетами за энергоресурсы продолжает ухудшаться, поэтому предприятия Минэнерго вынуждены привлекать кредиты, чтобы расплатиться за российский газ.
Лукашенко считает, что Белоруссия имеет право на снижение цены на газ, так как вслед за снижением стоимости нефти падает и стоимость природного газа. По его словам, работа обеих стран в газовой плоскости всегда велась по формуле равнодоходных цен и стоимость российского газа в 2017 году для нее должна быть на уровне внутреннего рынка России.
«Когда нефть была $120, все было хорошо. Мы платили дикие деньги за нефть, — сказал Лукашенко. — Соответственно по формуле был привязан газ к этой нефти. И он имел высокую цену. И мы платили эту цену. Упала нефть до $40, сейчас там $51, значит, упала цена и на природный газ».
Теперь же, по его мнению, справедливая цена на газ должна составлять $83 за тысячу кубов. Россия же, подчеркнул Лукашенко, отказывается понижать цену, заявляя, что $132 за тысячу кубов — и так самая низкая цена.
«Это не логика. У нас есть договоренность, у нас есть практика. <…> Это договоренность, и ее надо выполнять», — резюмировал он.
Глава Минэнерго Александр Новак заявил на это, что перспективы для дальнейшего сотрудничества между странами есть при условии погашения долгов за газ в полном объеме. Вице-премьер Аркадий Дворкович, представляющий на переговорах российскую сторону, оценил задолженность белорусской стороны в $550 млн.
Позже белорусский вице-премьер Владимир Семашко заявил, что Минск и Москва практически договорились о привязке цен на газ для Белоруссии к внутрироссийским. По его словам, дорожная карта для этого уже готова и согласована.
Россия и Белоруссия продолжают спор по нефтегазовому вопросу с начала 2016 года. Минск заявлял, что Москва установила несправедливую цену на газ и решил платить за его поставку меньше. Россия в ответ на это снизила беспошлинные поставки нефти в Белоруссию. Власти страны заявили, что они пошли на такую меру, поскольку Минск недоплачивает за газ и не поставляет нефтепродукты в Россию в должном объеме.
В феврале 2017 года министр энергетики Александр Новак заявлял, что белорусская сторона обязана оплатить задолженность за поставленный российский газ за 2016 год. Как сообщал вице-премьер Аркадий Дворкович, Белоруссия должна России за газ $550 млн.