Конечно, политический театр имеет свои правила: должна быть искрометная борьба, острый конфликт характеров, правдоподобная драма конфронтации…Но почему-то президентская кампания именно нынешнего года в США все больше и больше напоминает мне известную «борьбу нанайских мальчиков».
Богатый, да еще и мормон
С самого начала избирательной кампании из всех возможных республиканских конкурентов именно Митт Ромни мне казался наиболее подходящим, удобным и комфортным соперником для президента Обамы. В результате, именно так и получилось. Почему?
Во-первых, Ромни принадлежит к секте мормонов, к которым простой голосующий электорат в Америке всегда относился и относится с сильным подозрением и недоверием. То, что республиканский кандидат оказался мормоном, в значительной степени нивелировало фактор того, что он белый. И это очень важно.
Несмотря на громогласную политкорректность, американцы в массе своей переполнены, мягко говоря, разного рода предрассудками. Поэтому белые неполитизированные избиратели (а их всегда большинство) скорее проголосуют за белого протестантского кандидата, чем за мулата, негра, метиса или, тем более, мусульманина. Но мормон, даже белый, вызывает почти такие же подспудные подозрения, как сын белой и черного. Поэтому режиссеры нынешней избирательной кампании в США правильно и, самое главное, заранее вычислили (или протолкнули) Ромни. Хотя через десять – двадцать лет мы наверняка узнаем такие подробности по поводу приключений кандидата Ромни, что мало не покажется.
Во-вторых, Ромни не просто богат, а очень богат. Казалось бы, ну и что? Но, в условиях недавнего финансового кризиса, который у всех еще в памяти, в условиях, когда почти каждый десятый американец – безработный, в условиях, когда общественное мнение в США переполнено скрытой ненавистью к «жирным котам», которые становятся богаче даже тогда, когда десятки миллионов беднеют, Ромни становится еще более подходящим спарринг-партнером для Обамы. Опять-таки спасибо талантливому, таинственному режиссеру.
В-третьих, Митт Ромни в своей нелегкой жизни американского миллионера сделал немало прегрешений и ошибок. И любой простой американец, переполненный внутреннего лицемерия, с достоинством и гордостью может заявить: «Ошибки – один из видов моих поступков, в отличие от ваших, мистер Ромни, имя которым – преступление».
Вскрылось, например, совершенно случайно, что Ромни держал часть своих миллионов на оффшорах, спасаясь от американских налоговиков. А это очень непатриотично, особенно для кандидата в Президенты. А ведь на самом деле убойного компромата, наверняка, гораздо больше, и он может появиться в самый неподходящий для Ромни момент, если он начнет играть «не по правилам». Но, конечно, играть так «наш парень» не будет. Разве таинственный режиссер не предусмотрителен? Еще как.
В-четвертых, Ромни практически ничего не смыслит во внешней политике. Поэтому 22 октября на третьих и последних дебатах с Обамой Ромни должен будет потерпеть сокрушительное поражение. В условиях, когда новая волна глобального кризиса неминуема, а Вашингтон всеми силами пытается сохранить и укрепить свой мировой коалиционный потенциал, против дилетанта Ромни должны объединиться все американские партнеры и союзники.
В-пятых, … Впрочем и так все понятно. Таинственный режиссер этого представления действительно «велик и могуч». Но все же одну маленькую аппаратную ошибку он совершил. В январе нынешнего года, когда казалось, что ожесточенная борьба между очень достойными претендентами на выдвижение в кандидаты в Президенты США от Республиканской партии только разгоралась, Митт Ромни – единственный из кандидатов! – получил государственную охрану от федеральных властей.
А что, собственно, вы хотели? Это и есть настоящая корпоративная демократия по-американски.
Не мусульманин, но сын мусульманина
Но почему же так важна сегодня этому секретному и застенчивому режиссеру фигура Барака Обамы?
…В июне 2008 года в одном из старинных и комфортабельных особняков в пригороде Филадельфии собрался небольшой, но достойный круг представителей высшей американской элиты. Более того, самой высокой элиты. На этом собрании скромно присутствовали также потенциальные претенденты на пост Президента США от Демократической партии Хиллари Клинтон и Барак Обама. Реальная элита решала, на кого из них делать ставку. Постановили — на Обаму. Почему? Во-первых, за ним нет политического клана, типа Бушей или Клинтонов. Во-вторых, у Обамы отец мусульманин, и это очень важно с учетом резкого возрастания значимости в американской внешней политике фактора исламского мира. В-третьих, Обама продемонстрировал, что может успешно играть «в команде», не выпячивая свое «я». В-четвертых, Обама доказал, что способен учиться большой политике.
Естественно, Барак Обама был избран президентом США. А элита, которая остановила на нем свой выбор, стала подбирать ему команду. Маленький пример. В январе 2009 года генерал Джонс, назначенный на пост специального помощника по национальной безопасности, дал интервью, где проговорился, что не имеет представления, почему именно его Обама, с которым он фактически не был даже знаком на тот момент, назначил на этот важнейший в государстве пост.
Расставим все точки над «i». После прихода в 2006 году на пост министра обороны Уильяма Гейтса ядром американской властвующей элиты вновь стало военно-разведывательное сообщество. Конечно, совместно с ВПК. В условиях, когда вероятность «Большой войны» возрастает, роль людей в погонах, отвечающих за национальную безопасность, объективно должна возрастать. А Барак Обама – это именно их человек в Белом доме.
Исламскому миру — мир
Обама им нужен по двум основным причинам.
Во-первых, самый неудобный и опасный в стратегическом плане противник для американской военной машины – исламский мир. Американцы в этом убедились и в Ираке и в Афганистане. Кадровая армия, какая бы она ни была мощная, в длительной партизанской войне всегда проиграет партизанам. Но и это еще не все. Проблема любой армии – сохранение и обеспечение адекватного контроля за растянутыми коммуникациями. Фактически к 2005 году сухопутные силы США исчезли где-то там в горах Афганистана и пустынях Ирака, Саудовской Аравии и стран Залива. А если завтра война с китайцами или Россией? Где эти бригады, способные воевать?
Во-вторых, одним из важных компонентов долгосрочной стратегии Пентагона является стремление втянуть Россию и Китай в изматывающую долгосрочную войну с исламским миром – где-нибудь в Афганистане, Средней Азии, на Кавказе. Для этого необходимо не просто укреплять контакты с различными силами исламского мира, а сделать умеренных фундаменталистов своими союзниками, даже, несмотря на их ненависть к США как союзнику Израиля. Поэтому так важно иметь Президента США, у которого есть мусульманские корни.
Итак, следующим президентом США станет Барак Обама. Новым министром обороны будет назначен генерал Пэтреус, нынешний директор ЦРУ. Нетаньяху вылетит из кресла премьера, Либерман либо попадет в тюрьму, либо сбежит в Россию.
Новая старая администрация США постарается действительно создать палестинское государство, смягчить свою конфронтацию с Ираном, в том числе, за счет создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке, остаться надолго в Афганистане и затеять новую игру в Средней Азии.
Другое дело – удастся ли это сделать? Ибо все более ожесточенная борьба внутри американского правящего класса не утихает ни на минуту.
Шамиль Султанов, Президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир».