Следственный комитет занялся эти делом после того как в него обратились родители пострадавшего сотрудника полиции. В пресс-службе башкирского управления МВД отказываются комментировать эту историю, заявляя о том, что обо всем уже рассказано в информационном сообщении на сайте министерства. В то же время местные СМИ со ссылкой на УФСБ отрапортовали о «ликвидации организованной преступной группировки», активным членом которой был, в частности, майор Мамедов. Так что ему всерьез грозит перевод из свидетелей в подозреваемые.
«Остановились, когда стал захлебываться»
Мамедов якобы совместно с уроженцем Азербайджана, помощником одного из депутатов башкирского госсобрания Айяром Бибировым занимался вымогательством денег у представителей азербайджанской диаспоры – в обмен на прекращение сфабрикованных против них уголовных дел. Утверждается, что Мамедов и Бибиров были задержаны, когда вымогали у бизнесмена из Азербайджана три миллиона рублей.
Адвокат майора Мурад Асадуллин рассказал журналистам, что он написал заявления в местную прокуратуру, а также в Генпрокуратуру.
«Мой подзащитный был задержан в кафе «Эврен» во время оперативной встречи, он сам является оперативным сотрудником, и его встреча с Айяром Бабировым носила рабочий характер, – подчеркнул адвокат. – Он был доставлен в УФСБ по РБ, где его избивали ногами и прикладами оружия в течение нескольких часов, неизвестные лица пытались выбить из него показания, надев ему на лицо мешок. Остановились они только тогда, когда Мамедов стал захлебываться собственной кровью».
В уфимской клинической больнице № 21 Мамедову диагностировали ушиб головного мозга, переломы переносицы и височной кости, перелом ягодичной кости, множественные ушибы рук, ягодиц, паха. Его состояние оценивается как тяжелое. Избиение произошло еще 26 июня, но только теперь было предано огласке.
Министр против ФСБ?
Как рассказал WordYou руководитель Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов, расследование этого инцидента, проводимое пока как доследственная проверка, наверняка пойдет с «большим скрипом». «Пострадавший даже не знает фамилий тех, кто его избивал, точно также, как в Татарстане во время проверок громких историй с пытками в здешней полиции пострадавшие тоже изначально не знали, как зовут их обидчиков. Теперь предстоят опросы, очные ставки и другие процедурные моменты»,- отметил правозащитник. По его мнению, беспрецедентный конфликт между МВД и УФСБ говорит о том, что традиционное соперничество башкирских силовых ведомств достигло кульминации.
«Публикация информации об избиении майора полиции на сайте МВД была явно санкционирована министром внутренних дел Михаилом Закомалдиным, полицейская пресс-служба вряд ли осмелилась бы самостоятельно предать этому делу публичный характер», – уверен наш собеседник.
На вопрос о том, насколько вероятна причастность майора Мамедова к шантажу азербайджанских бизнесменов, Булат Мухамеджанов ответил, что практика вымогательства полицией денег у богатых мигрантов из разных республик СНГ, явление не только башкирское: «У нас в Татарстане, к примеру, суммы подобных «откатов» варьировались от 20 до 300 тысяч рублей. Что, конечно, ни в коей мере не оправдывает людей в погонах, жестоко избивших полицейского».
Одновременно заведено дело на заместителя министра внутренних республики генерала Александра Овчинникова, подозреваемого во взяточничестве во время переаттестации. На замминистра пожаловался командир одного из подразделений полиции, имя которого пока не разглашается.