Закрыть

Обо всём

Ислам против феминизма

 

Мухаммад родился в патриархальном обществе, где женщины были лишены гражданских прав, где их продавали, как движимое имущество. Родившихся девочек  часто хоронили заживо. Мужчина мог взять  столько жен, сколько захочется, и бросить их по собственной прихоти. Пророк запретил это дикое и жестокое обращение,  предоставив женщинам такие права, каких у них не было ни в одной стране мира.

Смысл его учения был предельно прост: мужчины и женщины равны, хотя и отличаются друг от друга.  Ислам не считает женщин нечистыми и греховными существами, и в то же время не ратует за бесполое общество, отрицающее все различия.  Бог создал их, чтобы  выполнять различные, но взаимодополняющие роли  и обязанности в обществе. Роль матери, например, очень важна и почетна — в три раза важнее, чем у отца.

Некоторые феминистки рассматривают принятые в обществе  ограничения  как препятствие, мешающее им полностью реализовать  потенциал. Однако  ислам вовсе не запрещает женщинам развивать свои таланты. Мусульманская история полна замечательных примеров   участия женщин в политической и общественной жизни.

Мужчины и женщины равны в том, что касается  религиозных обязанностей, таких как ежедневные молитвы, пост, благотворительность и паломничество. Главным отличительным критерием является добродетель.

Многие считают доказательством заложенного в исламе неравенства существующие в Коране различия между полами в отношении наследства, дачи свидетельских показаний и брака. Однако эти вопросы необходимо рассматривать в контексте ислама в целом. Различия между мужчинами и женщинами еще не означают их неравноправия.

Мусульмане считают Коран и сунну – а также  первые века ислама, когда верующие меньше от них отклонялись — воплощением равенства и справедливости для женщин. Коран, по сути, не является патриархальным, как и призыв пророка Мухаммада.

С незапамятных времен практически во всех культурах женщины считались существами низшими, значительно уступающими  мужчинам. Аристотель однажды сказал: «женщина является женщиной в силу отсутствия определенных качеств».

Эссенциалистские  идеи,  пронизывающие западную философию на протяжении веков, использовались как основа для отказа женщинам в основных правах  – образования, голоса, наследования и занятости. Именно благодаря этому неравенству на Западе возник феминизм — как движение борьбы с сексистскими обществами. И по сей день феминистки полны  решимости избавить общество от  сексизма. Однако в своем стремлении освободить женщин они игнорируют фундаментальные различия между полами,  утверждая, что и мужчины, и женщины должны иметь одинаковые обязанности.

Помню, прочитав «Женского евнуха» Джермейн Грир, я нашла эту книгу крайне  резкой. Автор критикует традиционную структуру семьи,  утверждая, что гетеросексуальность является одной из форм угнетения.

Постепенно я разочаровалась в феминистских книгах, постоянно, казалось, возвращавшихся к мысли о том, какие забитые и страдающие от мужского доминирования существа эти мусульманки, как это ослабляет женщину и не дает ей раскрыться в полной мере.

Дискурс вокруг мусульманок пошел не в то русло еще с эпохи колониализма. В некоторых частях мусульманского мира элита смотрела на ислам через призму западного восприятия, полагая, что мусульманские  женщины подвергаются  угнетению. К сожалению, во всем мусульманском мире это способствовало возникновению  огромной пропасти между прозападными элитами и не прозападными массами.

Отчасти мы сами в этом виноваты. Недавно я читала труды  Нони Дервиш, Аян Хирси Али и Вафы Султан,  и была поражена тем, насколько  поразительно безысходно они изображают мусульманок. К сожалению, однако, их голоса воспринимаются как заслуживающие доверия на Западе, благодаря резкой  критике ислама.

Как и многие другие мусульманки, я нахожу мир в исламе, и не считаю, что эта религия угнетает женщин. Тем не менее, негативные изображения женщин-мусульманок – вовсе не выдумка.  В некоторых частях мира женщины, действительно, страдают от угнетения, но нельзя увязывать эти культурные традиции с исламом.  Мусульманки действительно нуждаются в освобождении, но вовсе не от ислама, а от местных обычаев и традиций.

Сахар Хан, британская писательница, работающая над книгой о роли ислама и мусульманок в современном мире.  Статья на английском языке опубликована в журнале National.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях