Имя бурятского режиссера страна узнала после его дебютной работы «Улыбка Будды». 15-минутная история принесла ему «хрустального медведя» на Берлинском кинофестивале в 2009 году. «Однажды я решил попробовать снять кино, – радовался режиссер своей победе в Германии – и когда это получилось, отправили фильм в Пусан (на международный Пусанский кинофестиваль в Южную Корею. — WordYou), после пришло приглашение на Берлинале».
Теперь, со своим вторым фильмом Дышенов едет покорять Францию. «Наказ матери» снят по мотивам бурятской буддийской притчи. Умение жить «по совести», уважать родителей и не отрекаться от веры – в этом заключается поучительный смысл картины.
Сюжет тяжелый, пронизанный человеческими пороками – сын, забыв о просьбе своей старой слепой матери привезти образ буддийского божества, устанавливает ей в божницу обычную палку, обернутую тканью. Мать умирает, и герой, осознав свои ошибки, приходит к раскаянию.
«Всю жизнь мы пытаемся понять, для чего рождены. Но для этого нам зачастую не хватает осознания истинных ценностей бытия, мешает эгоизм. Во время работы над фильмом я открыл для себя удивительные вещи и, теперь я буду заново вглядываться в лицо своей 85-летней мамы» – признается режиссер.
Без сомнения, такой философский сюжет не оставит равнодушным даже самого сурового киномана. И у Дышенова, наверняка, есть неплохой шанс повторить судьбу Калатозова и привести России вторую высшую награду Канн, правда пока лишь в конкурсе короткометражек.
«Каннский кинофестиваль – это мировое событие. Также Берлинский, Венский – все они из одной оперы. Если Дышенов победил на Берлинале, и попал в одну из номинаций нынешней церемонии – значит у него, определенно, есть талант, который и является главным критерием кинофестивалей. А если у него есть талант – значит, у него есть и шанс на победу», – сказала WordYou представитель гильдии киноведов и кинокритиков Татьяна Москвина.
А наши «туфли» дойдут до Канн?
Кстати, не исключено, что в борьбе 15-минутной хроники поучаствуют и «Моя боль — твоя боль» армянского режиссера Армена Ронова, а также «Туфелька» Константина Фома.
В прошлом году Армения уже пыталась принять участие в Каннах, выставив сразу две художественные кинокартины, однако обе потерпели фиаско.
Может поэтому московский режиссер пошел другим кинематографическим путем – решил «нанести удар» по французской публике своей оригинальностью, задействовав в кадре вместо актеров только их ноги. Именно ноги, – красивые, тонкие, толстые, кривые, словом разные. Главное, что именно они «проведут» историю «белорусских туфелек» от витрины магазина до Освенцима.
Сейчас обе киноленты прошли предварительный тур и находятся в ожидании вердикта отборочной программы Каннского кинофестиваля. Их дальнейшую судьбу в конкурсе мы узнаем 19 апреля, после публикации списка номинантов, на официальном сайте.
«Тяжело сказать подойдут – не подойдут,…если такая конъюнктура сейчас в ходу – почему бы и нет? Знаете в прошедшей программе Канн «Особый взгляд» был представлен фильм, где человеку отрезают голову. Тут вот ноги ходят… значит у режиссера такой взгляд на окружающий мир, такое вот к нему отношение, это позиция режиссера – разве это плохо?» – считает Татьяна Москвина.
Сам ежегодный фестиваль в Каннах стартует 16 мая. Откроет церемонию «Королевство полной луны» американского кинематографа Уэса Андерсона – детектив в духе шестидесятых.
«Открывая 65-й фестиваль фильмом Уэса Андерсона, мы хотели почтить новое поколение молодых американских режиссеров», — утверждает руководство кинонаграды.