Закрыть

Обо всём

Исламский выход из домашнего насилия

 

В  штате Вирджиния я предоставляю бесплатную правовую поддержку жертвам бытового и сексуального насилия. Практически все наши клиенты — женщины. Каждые девять секунд в Соединенных Штатах женщина подвергается насилию — это почти 10 тысяч жертв ежедневно.  В Америке домашнее насилие является основной причиной травматизма среди женщин, опережая дорожно-транспортные происшествия, грабежи и изнасилования вместе взятые. Те, кто обвиняет ислам в насилии в семье, будут так же обвинять христианство каждые девять секунд?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим точку зрения выдающегося американского социолога Джеймса Вильсона. Он приводит медицинский факт, что та часть мозга, которая стимулирует гнев и агрессию, у мужчин больше, чем у женщин. Соответственно, та часть мозга, которая сдерживает гнев, у мужчин меньше, чем у женщин. Проще говоря, мужчины гораздо более склонны к насилию и гораздо менее способны сдерживать себя, чем женщины.

Но это, конечно, не оправдание. Отчасти проблема заключается в том, что наши законы наказывают мужчин только после того, как насилие уже произошло. Мы реализуем образовательные и реабилитационные программы для снижения других заболеваний, позволяющие человеку функционировать в обществе, не нанося вреда себе или другим. Таким же образом, прекращение насилия в семье означает действия по его предотвращению на начальном этапе.

Ключевым понятием тут является упреждающее сдерживание. Именно в этом заключается  мудрость 34 аята суры «Женщины» —  уменьшить и остановить насилие в отношении женщин. Этот аят в своей совокупности описывает процесс сдерживания, управления гневом и перевоспитания.

Аят начинается с определения семьи, возлагая на мужа обязанности ее защитника и кормильца. Эта ответственность дает ему определенные полномочия и  привилегии, в то же время требуя проявлять великодушие, — но ни в коем случае не дает права применять насилие в семье. Затем аят призывает женщин также поступать добродетельно и защищать семью, помогая своему мужу, слушаясь  его во всем, что он велит хорошего, и болтая направо и налево о внутрисемейных делах.

Далее в этом аяте описывается  процесс сдерживания гнева, перевоспитания и примирения. К этому  процессу можно прибегнуть только в том случае, если жена сознательно пытается расшатать или  разрушить семью, о чем свидетельствуют слова «а тех жен, в верности которых вы не уверены». Но эти сомнения в «верности» вовсе не подразумевают всевозможные разногласия, которые могут быть у жены с мужем. Арабский словарь дает  правильное толкование этого понятия — это жена, которая вовсе забросила своего мужа или незаконно пыталась разрушить семью. Если  жена сознательно ведет себя подобным образом,  то в Коране описывается процесс мирного урегулирования спора.

Первый этап – сдерживание гнева —  обязывает мужа только увещевать жену, высказывая ей свою обеспокоенность; по сути, это признание сторонами существования проблемы. Это заставляет мужчину строго контролировать себя в надежде, что жена также склонится к примирению. Если этого не произойдет,  то  второй этап – «отлучение от супружеского ложа» на срок до четырех месяцев. Это еще больше уменьшает вероятность насилия в семье, поскольку мужчина физически отстраняется  от остро эмоциональных ситуаций в течение длительного периода времени. Если муж отреагировал неадекватно на какой-либо поступок жены, то это время, проведенное раздельно, поможет ему осознать собственную неправоту. Аналогичным образом, если жена действительно совершила что-то неподобающее, то  отстранение мужа будет способствовать тому, что осознает неправильность своего  поведения. В любом случае, этот шаг позволяет избежать насилия, в то же время способствуя  примирению.

Эффективно использование этих двух этапов  поможет разрешить большинство внутрисемейных споров. Но если это не подействует, Коран позволяет – а вовсе не повелевает — мужчине перейти к третьему этапу, который обычно переводится как «побивайте их».  Но воспринимать это «побивайте» как  санкционирование насилия – значит игнорировать длительный процесс, предпринятый на первых двух этапах для предотвращения насилия, истинное значение и масштабы «побивания», а также  прецедент мирного примирения,  установленный самим пророком Мухаммадом.

Во-первых, незаслуженно предполагать, что Коран требует предприятия столь длительных  мер предотвращения насилия только для того, чтобы в конечном итоге разрешить его.

Далее арабский словарь демонстрирует, что слово, переводимое как «побивать» или «наказывать», то есть «дараба», также  может означать не имеющее ничего общего с насилием — «исцелять». Хотя «дараба» может также означать «ударить», правильно понять смысл и силу этого «удара» лучше всего на примере пророка Мухаммада. Пророк объяснил, что если мужчина не в состоянии контролировать свой ​​гнев — несмотря на первые два обязательные ограничения, — любые действия, в том числе и «удар», должны исцелять, и «даже не оставлять следа».

Развивая это положение, пророк Мухаммад ясно предупредил мусульман: «Не бейте своих жен». Он сам подал пример, и никогда не ударял своих жен, демонстрируя словом и делом, что мужчина-мусульманин ни в коем случае не должен причинять вред женщине.

В качестве альтернативы, Ислам также предлагает третейский суд, активно содействующий процессам примирения, и в то время уменьшающий вероятность случаев насилия в семье.

Таким образом, 34-й аят суры «Женщины» на основе понимания человеческой природы описывает процесс сокращения провокационных ситуаций и сдерживания биологических побуждений. Этот аят заставляет мужчин контролировать свой гнев, избегать эмоционально острых моментов, которые могут привести к насилию в семье, при этом призывая женщин также склоняться к примирению.

Что касается женщин, которые боятся вреда от своих мужей, Ислам предлагает им даже более легкий путь: потребовать от своих мужей прекратить это вопиющее поведение, или подать на развод. Ислам был первой религией, а пророк Мухаммад — первым государственным деятелем,  обеспечившим  женщинам право на развод в одностороннем порядке. Мусульманин, нарушающий свои обязанности защищать, обеспечивать и заботиться о жене, рискует потерять эту жену, и при этом все равно быть обязанным обеспечивать ее материально. Коран дал эти гарантии женщинам 1400 лет назад. Таким образом, мужчины-мусульмане, которые бьют или причиняют вред женщинам, делают это вопреки  Корану, игнорируя требуемые в Коране длительные меры предупреждения и мирного урегулирования семейных разногласий.

И наконец, следует помнить, что домашнее насилие происходит потому, что мужчины позволяют гневу управлять своим поведением. Если бы около 10 тысяч американских женщин, ежедневно подвергающихся насилию, могли воспользоваться теми мерами превентивной защиты, которые предлагает 34-й аят суры «Женщины», как вы думаете, сколько из них все же пострадали бы от  бытового насилия?

Касим Рашид, член Гильдии мусульманских писателей Америки, автор книги «К большому джихаду»

Английский вариант текста опубликован на сайте Huffingtonpost.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях