Обо всём
Первоапрельское повышение акцизов не снизило накал споров между нефтяниками и Минфином
- Иван Синевский
Цена на автомобильное топливо в России вновь возрастает и ему не помеха обвальное падение мировых цен. Впрочем, причиной является и повышение акцизов на топливо, что принесет государственному бюджету порядка 90 млрд.
Интересно, но ни Минфин, ни ФАС не ожидают значительного роста цен, притом, что у населения большее доверие вызывает мнение Банка России, предрекающего не менее чем 10% рост. Кроме того, «топливная» составляющая роста цен неминуемо отразится и на потребительских ценах, как бы успешно регулятор ни «побеждал» инфляцию.
Уже фактическое введение новых акцизов не снизило накал спора между нефтяными компаниями и госчиновниками. Нефтяники утверждают, что если взимать акциз не с НПЗ а с автозаправочных станций, то налоговые поступления увеличатся на 12 млрд. Кроме того, побочным эффектом от усиления контроля стало бы уменьшение объемов контрафактного топлива. Минфин отнесся к идее переноса взимания акцизов резко отрицательно. Помимо усложнения работы, смешно даже сравнивать налогообожение 38 стабильных НПЗ с более чем 25 тыс. динамично меняющихся АЗС, непонятно, как взимать акциз с топлива, реализуемого не на АЗС.
Впрочем, у нефтяников не менее важные контраргументы.
Акцизный налог должен взиматься с продаж, а не с производства. Если Минфин не может грамотно наладить управление, то это его недоработка. К тому же, ФНС уже оттестировала систему контроля, в которую включены все АЗС и обложение продаж акцизными сборами не такая сложная задача, как может показаться. Работа над повышением прозрачности бизнеса также скорее полезная, чем обременительная вещь.
Так что спор не окончен и продолжится с апелляциями к руководству страны и с шумом в прессе.
Автомобилистам же совсем не до споров, им предстоит оценить потери для собственных кошельков. И все заявления, что неоправданного роста цен не допустят, не отменят простого факта – ездить вновь станет дороже.