Турция на прошлой неделе крайне резко отреагировала на одобрение французским Сенатом законопроекта, предусматривающего тюремное заключение и крупный денежный штраф для каждого, кто публично усомнится в том, что массовые убийства армян в Османской империи в 1915-1916 гг. являлись геноцидом. Анкара пообещала ввести поэтапно санкции, если закон о геноциде будет принят.
Вчера 70 сенаторов и 50 членов нижней платы парламента Франции обратились в Конституционный совет страны с ходатайством об отмене скандального закона. На рассмотрение жалобы уйдет месяц, после чего совет решит, соответствует ли конституции принятый ранее закон о геноциде.
Между тем посол Франции в Анкаре Лорен Били в интервью местным СМИ заявил, что для понимания, что же на самом деле произошло в 1915 году, следует обратить внимание и на изгнание турок с Балкан и Кавказа.
«Люди во Франции не знают, что турки потеряли 2,5 миллиона человек в период, предшествовавший распаду Османской империи, примерно в то же время, когда мы потеряли 1,6 миллиона в Первой мировой войне», — рассказал он изданию Today’s Zaman.
Стремительные изменения в Турции
В своем интервью посол затронул вопросы, которых обычно предпочитают избегать западные дипломаты.
«Люди должны знать, и я пытаюсь донести до них все эти потери. Но турки также должны знать, что Франция является домом для этнических армян; их примерно в десять раз больше, чем армянского населения в Турции, — объясняет он предпосылки появления спорного законопроекта. – Память об их боли, так же как о геноциде, стала частью французской истории. На самом деле, моя миссия просто невыполнима».
Лучший способ наладить армяно-турецкие отношения, это сделать так, чтобы французские армяне посетили Турцию, уверен посол: скорее всего, они просто не подозревают, насколько изменилась эта страна.
«Может быть мы, французские дипломаты, не приложили достаточно усилий, чтобы объяснить, какие изменения произошли [в Турции], и смотрели в другую сторону, но в конечном итоге мы должны найти способ сблизить Турцию с армянской диаспорой», — пытается Лорен Били объяснить сложившийся вакуум информации о «стремительных изменениях в Турции».
Причем наиболее заметные перемены произошли не в экономике, а прежде всего в политической сфере и в том, что касается свободы слова, считает он, и в подтверждение своих слов приводит такой интересный факт. В 1992 году чиновник из министерства иностранных дел Турции категорично заявил ему: «В Турции курдов нет». И это в то время, когда на юго-востоке страны происходили выступления сепаратистов. Теперь же в Турции можно свободно обсуждать все, и даже курдскую проблему, отмечает Били.
Франция уже не та
Во Франции же в это время происходили обратные изменения. «Атмосфера была совершенно иной, когда я только приехал сюда, — вспоминает он. — Я получил четкие инструкции: Франция должна обратить внимание на свои отношения с Турцией, мы должны начать новый процесс».
Резкий перелом произошел в октябре прошлого года, когда законопроект об отрицании геноцида был впервые представлен на рассмотрение французского парламента. «Мы снова подняли армянский вопрос, и напряжение ощутимо, — говорит посол. — Моя работа не так уж проста».
Поработавший советником бывшего президента Франции Жака Ширака и изучивший основательно историю Кавказа дипломат приглашает французских армян «приехать и познакомиться с Турцией, и встретиться с турками», поскольку «настало время решить этот вопрос».
Геноцид армян в Османской империи невозможно понять, «просто рассматривая события 1915 года», считает он.
«Чтобы понять эту трагедию нужно взглянуть глубже 1915 года – на изгнание турок с Кавказа и Балкан, начавшееся постепенно в 1878 году». Ведь из миллиона турок, изгнанных из Балканских стран, более 100 тысяч пропали без вести.
«Я понимаю, что и армяне заплатили высокую цену после долгих страданий. Но в этом обширном регионе нужно понимать, что происходило на протяжении 100 лет», — добавляет Били.
Беспокоит французского посла и возможность слишком резкой реакции Турции. Он даже не уверен, сохранит ли свой пост, если спорный законопроект, направленный сейчас на пересмотр в Конституционный совет Франции, все же будет принят.
«В целом, этот законопроект может быть непригодным, но он не должен вызывать крайнюю реакцию, — взывает он к здравому смыслу турецких властей. — Разрыв связей — не лучший способ построения завтрашнего мира».
Между тем администрация французского президента Николя Саркози отметает вероятность ответных мер со стороны Турции, обещая добиться принятия нового закона в течение двух недель. Во Франции проживает около полумиллиона армян, голоса которых могут иметь большое значение на предстоящих выборах. Основными претендентами на роль лидера страны являются нынешний президент Николя Саркози и его соперник из Социалистической партии Франсуа Олланд.