Генеральный секретарь ЛАГ Набиль аль-Араби и премьер-министр Катара Хамад бин Джасем аль-Тани представили во вторник в Совбезе план действий, осудив противодействие России и Китая предлагаемым мерам, сообщает «Аль-Джазира».
Выступая от имени Лиги арабских государств, уже несколько месяцев пытающейся представить конфликт в Сирии на рассмотрение Совбеза ООН, Аль-Тани заявил, что правительство президента Башара Асада «не смогло предпринять никаких искренних усилий» для окончания кризиса в стране, считая, что единственное решение это «убивать свой собственный народ».
«Кровопролитие продолжается, и механизм убийств все еще работает», — сказал он.
«Воплощение надежд сирийского народа в ваших руках, — добавил аль-Тани, прося совет принять резолюцию на основе плана мирного урегулирования ЛАГ. — Это часть вашей ответственности в соответствии с уставом (ООН)».
Возражения России
Россия, обладающая правом вето постоянного члена Совбеза, возражает против предложенного проекта, опасаясь, что принятые ООН меры могут привести в конечном итоге к международному военному присутствию, как привела к авиаударам НАТО в Ливии поддержанная арабскими государствами резолюция ООН. При этом долгожданный мир после свержения режима Каддафи так и не был достигнут.
Совет Безопасности ООН должен и может прийти к общей позиции по мирному выходу из конфликта в Сирии, заявил представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.
«Консенсусную позицию членов Совета Безопасности по Сирии считаем не только необходимой, но и возможной», — сказал он на открытом заседании во вторник.
При этом Чуркин подчеркнул, что Совет Безопасности не может никому диктовать параметры внутриполитического урегулирования. «У него на это нет уставных полномочий», — цитирует российского дипломата РИА Новости.
«Мы отвергаем любые санкционные заходы, любые попытки использовать инструментарий Совета Безопасности для подпитки конфликта, для оправдания эвентуального иностранного военного вмешательства», — сказал постпред РФ.
Тем не менее, Виталий Чуркин отметил и положительные стороны арабского проекта, предложенного на прошлой неделе Марокко Совету Безопасности.
«Находим в нем некоторые элементы, совпадающие с текстом нашего проекта. Это обнадеживает», — заявил он.
Заблокировав вместе с Китаем в октябре 2011 года проталкиваемую западными странами резолюцию с угрозами санкций против Сирии, Российская делегация представила свой проект резолюции, которую, однако, ее западные партнеры в СБ ООН сочли слишком мягкой для того, чтобы остановить кровопролитие.
Российский представитель подтвердил приглашение участников конфликта в Сирии на переговоры в Москву в удобные для них сроки для неформальных контактов без предварительных условий. По словам Чуркина, встреча позволила бы сирийским сторонам «обсудить многие вопросы национальной повестки дня без каких-либо ограничений», в том числе подготовку межсирийского диалога под эгидой ЛАГ.
Инициативу России поддержал постпред Китая при ООН Ли Баодун.
Давление Запада
Несмотря на возражения России, Соединенные Штаты решительно поддержали призыв Лиги арабских государств и Катара к «быстрым и решительным действиям».
«Настало время для международного сообщества отложить в сторону наши собственные разногласия и ясно выразить поддержку народу Сирии», — заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон, поддержанная французскими и британскими коллегами.
«У всех нас есть выбор: встать с народом Сирии и региона или стать соучастниками продолжающегося там насилия», — сказала она.
«Эта альтернатива – отвергнуть [предложение] Лиги арабских государств, отказаться от сирийского народа, придав смелости диктатору – усугубит нынешнюю трагедию и станет провалом нашей общей ответственности, поколебав доверие к Совету Безопасности ООН».
Между тем Клинтон пожаловалась, что уже сутки не может дозвониться до главы российского МИД Сергея Лаврова. В свою очередь Лавров сообщил, что не мог поговорить с госсекретарем по телефону из-за занятости на переговорах и удивлен шумихой, поднятой из-за этого в СМИ. Он также заявил, что проведет беседу с госсекретарем США при малейшей возможности, хотя и отметил, что «за тридевять земель обсуждать такую важную проблему, как ситуация в Сирии, неэффективно».
Позиция Сирии
В своем нынешнем виде резолюция призывает президента Асада, прекратить подавление правительственными силами народных протестов и действовать в соответствии с предложенным ЛАГ планом мирного урегулирования, предусматривающим передачу власти его заместителю. Если в течение 15 дней Башар Асад не выполнит эти условия, Совбез рассмотрит «дальнейшие меры», подразумевающие возможное введение экономических и других санкций.
Посол Сирии в ООН Башар Джафари выступил резко против проекта резолюции, заявив на открытом заседании Совета Безопасности, что лидеры ЛАГ намеренно представляют в отрицательном свете доклад своей наблюдательской миссии в Сирии, сообщает «Рейтер».
«Странно видеть, как некоторые члены Лиги арабских государств добиваются поддержки Совета Безопасности против Сирии», — сказал он.
«[Сирия] будет твердо стоять в борьбе с ее врагами», — заявил Джафари, обвинив союз западных держав и арабских государств в применении «двойных стандартов» и «разжигании кризиса».
«Невозможно быть одновременно поджигателем и пожарным», — образно выразился сирийский представитель.
В ходе заседания Башар Джафари вступил в словесную перепалку с катарским премьером Хамадом аль-Тани, страна которого, резко критикующая сирийское руководство, в прошлом году поддержала вмешательство Запада в ситуацию в Ливии.
«Катар — это член НАТО или Лиги арабских государств?» — язвительно вопросил он.
Расклад голосов
Хотя голосование по проекту резолюции маловероятно до конца этой недели, он пользуется поддержкой, по выражению одного французского дипломата, «уверенного большинства» 10 из 15 членов Совета Безопасности. Это означает, что если Россия и Китай по-прежнему будут выступать против его принятия, им придется применить свое право вето.
Посол Китая в ООН Ли Баодонг заявил, что Пекин выступает против карательных мер, таких как военные действия или санкции против Дамаска, и вместо этого призывает к диалогу между Дамаском и оппозицией.
Ли призвал сирийское руководство к проведению «реформ и защите интересов своего народа, прекращению убийств невинных людей и вступлению в диалог без промедления», предупредив, что любой конфликт в Сирии может оказать влияние на весь Ближний Восток.
В проекте резолюции подчеркивается, что она не обязывает государства «прибегать к применению силы или угрозам применения силы», что, по словам одного из дипломатов, должно успокоить озабоченность России и Китая.
О том, что за принятием резолюции не последует международное вмешательство, в один голос заявляют все сторонники проекта.
«Мы не призываем к военной интервенции, — сказал премьер Катара аль-Тани. — Мы предлагаем оказать определенное экономическое давление, чтобы сирийский режим понял необходимость удовлетворения потребностей своего народа».
Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг отметил на заседании Совета, что эта резолюции «не призывает к военным действиям и не может быть использована для их оправдания». Министр иностранных дел Франции Ален Жюппе назвал саму идею подобного вмешательства мифом.