Как стало известно WordYou из дипломатических источников, министр иностранных дел Пакистана приезжает в Россию в начале февраля. На фоне нынешнего ухудшения отношений между Пакистаном и США этот визит, конечно, приобретает особое значение и заставляет вспомнить обстоятельства, побудившие генерала Мушаррафа в первые годы наступившего века искать сближения с Москвой.
Мушарраф уже пытался
Первез Мушарраф (в то время президент Пакистана, а ныне – политический изгнанник) приехал в Москву в феврале 2002 года, когда американцы уже разгромили регулярные формирования «Талибана» и продолжали войну с повстанческими соединениями. Надежды на мирное решение проблемы не было, и Пакистан тогда оказался меж двух фронтов – афганским и индийским. В Дели в то время у власти были не склонные к компромиссам националисты, и пограничные конфликты с Индией, а также волнения в спорном Кашмире грозили вылиться в настоящую войну.
Попытки убедить Вашингтон найти мирное решение афганской проблемы были тщетными. К тому же Америку в то время сильно раздражал проект строительства газопровода Иран-Пакистан. Тогда-то Мушарраф и обратился к Москве.
Поначалу дело вроде бы пошло. Началось постепенное восстановление былых связей, оживилась торговля. Россия даже рискнула поставить Пакистану партию вертолетов, что вызвало недоумение индийцев, расценивших эти авиамашины как продукцию «двойного назначения». Пакистанцы звали российский бизнес заняться модернизацией построенного в свое время российскими специалистами сталелитейного комбината в Карачи (крупнейшего в Южной Азии), участвовать в строительстве порта Гвадар на берегу Аравийского моря, а также в ряде проектов, связанных с инфраструктурой, включая прокладку железных дорог. В гостиницах того же Карачи, а это крупнейший промышленный центр Пакистана, активно зазвучала русская речь. Приезжали даже спецы-металлурги из Магнитогорска.
А предприниматели из Исламской Республики пытались организовать в Москве Пакистанский торговый дом. Оптимизм, однако, оказался, преждевременным. Как рассказал WordYou один из сотрудников тогдашней российско-пакистанской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, «пока все тонуло в межведомственных согласованиях , пока бизнесмены преодолевали визово-таможенные и прочие бюрократические рогатки, за дело взялись давние партнеры Исламабада — китайцы, ревниво отслеживавшие российско-пакистанское сближение. В итоге они перехватили акции многих намечавшихся проектов, включая тендеры по Гвадару».
Перезагрузка номер два
Как пойдет дело теперь? Возможна ли в двусторонних отношениях, говоря модным политическим языком, новая перезагрузка?
Как пишет пакистанская газета The Express Tribune, межпартийный парламентский комитет, состоящий из представителей Сената и Национальной ассамблеи Исламской Республики, уже порекомендовал пересмотреть отношения с Россией. На двухдневной конференции послов, в которой участвовали дипломаты, представляющие Пакистан в ряде столиц, был предложен ряд мер по укреплению связей с Москвой и ослаблению зависимости от США. «Сложился консенсус о том, что мы должны перевести отношения с Россией на новый уровень», — заявили изданию в пакистанском МИДе.
Более того, газета напоминает о том, что недавно в Пакистане побывал главком сухопутный войск России генерал-полковник Александр Постников, причем его принимали в генеральном штабе по полному протоколу с почетным караулом.
Что касается самой Хины Раббани Кхар, то она уже приезжала в Россию в октябре 21010 года, когда занимала пост госминистра по финансовым и экономическим вопросам. С ее подачи была образована новая Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Так что сомневаться в компетентности 35–летнего министра в вопросах, связанных с российско-пакистанскими отношениями, не приходится.
Старший научный сотрудник Пешаварского университета Шабир Хан обратил особое внимание WordYou на то, что в ходе визита в Москву Раббани Кхар не только проведет встречи на государственном уровне, но и отдельно пообщается с российскими востоковедами. «Никто не спорит, отношения с Россией надо переводить на новый уровень. Но для этого нужно лучше знать друг друга, нужно привлекать специалистов-гуманитариев, а то все планируемые договоры и сделки, как уже бывало, так и останутся на бумаге. К сожалению, и у вас, и у нас этому давно не уделялось должного внимания».