«Если иметь эффективную стратегию для выявления факторов риска, способствующих совершению насилия, связанного с понятиями о чести, можно снизить вероятность «убийств чести», — рассказал изданию Globe and Mail Мухаммад Баобайд, исполнительный директор Мусульманского центра социальной поддержки и интеграции в Лондон-Сити, провинция Онтарио. — Если вмешаться непосредственно, когда человек только прибывает в страну, это будет эффективно».
Проект «Семейная честь», которым Центр занимается совместно с чикагской организацией по преодолению насилия в обществе «Примирение», предусматривает, прежде всего, изучение причин, побуждающих людей к совершению преступлений в защиту своих представлений о чести.
Первоначально в нем примут участие два человека, которые выступят в роли консультантов, при поддержке занимающихся проблемой насилия в семье ученых из Университета Западной Онтарио.
«В огромной степени это насилие связано с тем, что людей беспокоит представление о них в обществе, чужое мнение», — уверен возглавляющий «Примирение» Норман Кер.
«Мы работаем с людьми, которые чувствуют себя опозоренными, — говорит он. — Мы объясняем им вероятные последствия — если ты будешь мстить, то вот что произойдет — и через некоторое время они понимают, что оно того не стоит. Во многом это зависит от отношения».
Социальный проект появился как нельзя вовремя — совсем недавно вся Канада была взволнована громким судебным процессом в городе Кингстоне той же провинции Онтарио, где 58-летнего выходца из Афганистана Мухаммада Шафию, его жену и их 21-летнего сына обвиняют в убийстве его первой жены и трех дочерей «на почве чести».
Родительская забота?
Одной из основных причин «преступлений чести» является забота родителей о собственных детях, считают сотрудники Центра социальной поддержки и интеграции.
«Они действительно беспокоятся, что их дети окажутся под влиянием западной культуры, и в крайних случаях, возможно, думают, что девочки станут вступать в половые отношения с мальчиками», — говорит Мухаммад Баобайд.
«Такого рода восприятие или мышление вынуждает некоторых родителей быть строгими или использовать различные методы контролирования детей», и новая программа должна помочь родителям решить эти проблемы», — полагает он.
«Мы уважаем их проблемы и чувства, но в то же время помогаем им понять эту новую реальность, — говорит директор центра. — На самом деле мы помогаем им увидеть имеющиеся здесь возможности, и справиться со своей озабоченностью, потому что каждый, у кого есть дети-подростки, будет волноваться, не только мусульмане».
Авторы программы надеются, что их опыт будет использован мусульманскими общинами по всей стране. «Мы хотим изменить всю парадигму восприятия понятия чести в семье, изменить в положительную сторону, чтобы семейная жизнь стала безопаснее», — говорит член совета Мусульманского центра социальной поддержки и интеграции Салеха Хан.
Мусульмане составляют около 2,8 процента 32,8 миллионного населения Канады, и ислам является самой распространенной из нехристианских религий в этой преимущественно католической стране.
Как показал проведенный недавно опрос, подавляющее большинство мусульман гордятся тем, что являются гражданами Канады. К тому же они более образованны, чем население в целом, пишет OnIslam.