Закрыть

Обо всём

Новый имам скроен по-новому

 

«Он просто помешан на спорте», — смеется друг Умара, студент-третьекурсник  юридического факультета Университета Сент-Луиса Науман Вадалавала. — Каждый раз, когда мы идем на матч Cardinals (местной бейсбольной команды), обязательно надевает майку Альберто Пухольса (известного бейсболиста). Забавно видеть этого религиозного ученого, сидящего в первых рядах, с бородой и в майке Cardinals».

9.11

Умар,  родители которого приехали в США из Индии в 1970-х годах, стал первым местным имамом, возглавившим  мечеть «Дар-уль-ислам», также известную как Исламский фонд Сент-Луиса. В некотором роде он  представляет собой американскую разновидность ислама, новое поколение американских мусульман, которые родились в США и росли в часто неприглядном свете трагедии 11 сентября.

«Родители-иммигранты, прежде мечтавшие, чтобы их дети выросли врачами и инженерами, несколько ослабили свое давление,  благодаря чему появилось поколение  молодых американских ученых-мусульман, которых привлекает карьера религиозного лидера», — объясняет  профессор истории ислама и христиано-мусульманских отношений Джорджтаунского университета Ивонн Хаддад.

«Появляется все больше американских детей, которые начинают изучать ислам и становятся имамами», — говорит профессор. Изменились и требования, предъявляемые к имамам, отмечает она. Раньше в рекламных объявлениях обязательно указывался опыт работы за границей, в таких странах, как Египет, Саудовская Аравия и Индия.

«Теперь от кандидатов требуется знание английского языка, способность работать с межконфессиональнными группами и общаться с молодым поколением, — говорит Хаддад. —  Они не хотят потерять молодое поколение».

Умар представляет новое поколение американских мусульман, которые родились в США и росли в часто неприглядном свете трагедии 11 сентября

Местные мусульмане — и молодые, и старые – надеются, что Умар будет как раз таким лидером.
Они видят в нем потенциального посла ислама в  своем регионе, того, кто может бросить вызов исламофобским представлениям, и вместо этого показать ислам как  еще одну религию на американском континенте.

Во времена, когда даже шоу «Американский мусульманин» на образовательном канале,  стремящееся показать мусульман обычными, нормальными гражданами, подвергается нападкам как «террористическая пропаганда» —  молодое поколение мусульман надеется, что Умар и такие лидеры, как он, смогут изменить это отношение.

«Как раз такой парень нам нужен, чтобы представлять лицо американского ислама, — воскликнул 20-летний студент Университета Сент-Луиса Мухаммад Даляль, когда Умар произнес на прошлой неделе свою первую пятничную проповедь.  —  Он вырос здесь, и он выражает интересы  американских мусульман».

Поворот к религии

Хотя мусульманская молодежь не находит в новом имаме ничего странного, большинство американских не-мусульман, пожалуй, представляют себе «служителя исламского культа» несколько иначе.
«Конечно, ведь не каждый имам ходил в католическую школу», — говорит Умар.

Когда Умар учился на последнем курсе программы, террористы атаковали Пентагон и башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке

До  восьмого класса он учился в местной католической начальной школе-академии Creve Coeur. Но когда все друзья перешли в старшие классы, он вдруг решил узнать побольше о своей вере. «Религия всегда играла важную роль в нашей семье», —  говорит мать Умара Зохра,  выросшая в Мумбаи. И все же и она, и ее муж Ибрагим  — педиатр в Сент-Питерсе, родом из индийского штата Гуджарат – удивились, когда их младший ребенок, в возрасте 14 лет, поведал о своей мечте: выучить наизусть весь  Коран.

«Мы очень обрадовались такому решению», — рассказывает  Зохра.

Но вот друзья Умара были просто поражены. Как мог их одноклассник, прикольный парень, который увлекается хоккеем и игровыми приставками  Nintendo,  вдруг перейти в школу-интернат недалеко от Чикаго, чтобы изучать религию?

«Мы все были слегка ошарашены,  потому что я лично  не припомню, чтобы он что-то говорил о такого рода пути, — вспоминает друг детства Умара Халид Алам, который готовится получать докторскую по биохимии в Университете Миссури-Колумбия. — Мы удивились, но и прониклись в то же время – тем, что он выбрал такой как бы более праведный путь».

Тот, кто запомнит наизусть Коран – дело, которое мусульмане считают крайне благородным, добродетельным и угодным Богу — получает звание «хафиз».  Умар стал хафизом за два с половиной года учебы в Институте исламского образования в Элгине, штат Иллинойс, одновременно изучая и совершенно светские предметы — математику, естественные науки и литературу.

Когда он учился на последнем курсе программы, террористы атаковали Пентагон и башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Его школа, в часе езды от Чикаго, две недели была закрыта из-за угроз расправиться с ее руководством и 60 учениками. Умару было тогда 17 лет.

Окончив курсы и став первым уроженцем Сент-Луиса, выучившим наизусть Коран, Умар вернулся в родной город, сдал экзамены по программе средней школы, и подумывал о том, чтобы последовать по стопам отца и поступить в медицинский институт. Но его манило дальнейшее  изучение своей веры, и при поддержке родителей он  вернулся в Элгин, поступив на пятилетний курс интенсивного обучения в области исламских исследований.

Умара привлекало право, и он решил специализироваться в фикхе, принципах исламской юриспруденции на основе Корана и Сунны – высказываний и поступков пророка Мухаммада.

Путь в имамы

В Исламском фонде Сент-Луиса работало немало имамов, специализировавшихся на  юриспруденции. Знание исламского права — ритуалов и социальных обязательств, которые составляют повседневную жизнь соблюдающего требования религии мусульманина — особенно полезно в такой работе, где обычные люди обращаются к имаму за решением бытовых проблем.

Шейх Мухаммад Нур Абдулла, бывший имам «Дар-уль-ислам» —  известный ученый в области исламского семейного права и член Совета по фикху Северной Америки. Предыдущий имам мечети, муфтий Минхаджуддин Ахмед, также является экспертом в области исламского права.

С дипломом специалиста по исламским исследованиям, или «алима», Умар в 2008 году отправился Южную Африку.  Там он получил через два года  степень магистра в области исламской юриспруденции и звание «муфтия».

Прожив полгода в Каире, чтобы поднатореть в арабском,  Умар переехал в Спрингфилд, штат Вирджиния, и преподавал  исламское право в «Мадинатуль-улюм» — исламской школе наподобие той, которую он окончил в городе Элгин. Ему нравилась преподавательская работа, но предыдущий имам «Дар-уль-ислам» как раз вернулся в Чикаго, и совет мечети нуждался в новом духовном лидере. В минувшем декабре Умару предложили работать имамом.

Умара привлекало право, и он решил специализироваться в фикхе, принципах исламской юриспруденции на основе Корана и Сунны – высказываний и поступков пророка Мухаммада

«Нам нужен был кто-то выросший здесь, в этом обществе, но в то же время побывавший за границей, и имеющий необходимую квалификацию, и он совмещает все это, — говорит друг семьи Умара Саид Рахман,  бывший в то время членом совета мечети. —  Мы сразу ухватились за него».

Не последнюю роль сыграл и возраст кандидата. «Он получил образование здесь, и знает эту культуру, — говорит еще один бывший член совета, 70-летний  Халид Шариф. – А для молодежи важно, что он будет понимать их проблемы».

А проблемы эти зачастую заключаются уже в том, чтобы быть мусульманином в Америке после 11 сентября, считает  друг Умара Науман Вадалавала:  «Когда нужно поговорить с детьми, например о том, с чем им приходится сталкиваться в школе, он может общаться с ними, основываясь на собственном опыте».
На прошлой неделе Умар произнес свою первую проповедь, или «хутбу», в качестве официального имама мечети «Дар-уль-ислам».

В эту пятницу он примет участие в своем первом в новой должности межконфессиональном мероприятии – выступит  на вечере Мартина Лютера Кинга в храме «Эмануэль» академии Creve Coeur. (Кстати, во время проповеди Умара в молитвенном зале мечети в качестве гостя,  скрестив ноги, сидел местный раввин Джастин Кербер).

За первой проповедью – посвященной важности пятничной молитвы и пользе того, чтобы приходить на нее заранее – последовали многочисленные поздравления, рукопожатия и дружеские похлопывания по спине в холле мечети. Отец Умара, Ибрагим, стоял рядом с сыном и широко улыбался.

«Мы с его матерью очень им гордимся», —  сказал он.

На английском языке статья впервые опубликована на сайте  stltoday.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях