«Сирийское правительство сказало «нет» медикаментам, «нет» врачам, которые ехали лечить раненых, и оно сказало «нет» продуктам питания. Они сказали «нет» всему, — сказал 42-летний сирийский бизнесмен из Калифорнии Биляль Даляти после того, как делегации представителей гуманитарной колонны было отказано во въезде в страну.
Активисты, объединившиеся благодаря кампании, проходящей в социальной сети Facebook, выехали в четверг на автобусах и автомобилях из турецкого города Газиантеп. Когда путь «Колонне свободы в Сирию» был прегражден на пограничном пропускном пункте Онкупинар, примерно в 15 км к югу от турецкого города Килис, ее участники разбили лагерь на баскетбольной площадке.
«Мы пришли с продуктами питания, медикаментами, одеялами, чтобы отдать их осажденным людям в Сирии, — сказал интервью в «Аль-Джазире» один из участников акции, сирийский писатель Мухиддин Лазикани. — Мы готовы поставить палатки и оставаться здесь, сколько потребуется».
«Мы наблюдаем, как люди умирают, женщины, дети и пожилые люди тоже гибнут в этом конфликте, только потому, что режим хочет сохранить власть», — говорит калифорнийский бизнесмен Даляти, двоюродный брат которого был застрелен на прошлой неделе в сирийском городе Забадина, недалеко от ливанской границы.
Министерство иностранных дел Турции сообщило агентству «Рейтер», что поддерживает связь с участниками гуманитарной миссии.
Беженцы Сирии
Массовый приток беженцев наблюдается в соседних с Сирией странах. Организацией помощи им занимаются многие международные благотворительные организации.
Американский фонд Islamic Relief объявил во вторник о начале кампании помощи семьям сирийских беженцев в Иордании. Совместно с «Иорданской хашимитской благотворительной организацией» он будет доставлять ежемесячные продуктовые наборы, включающие рис, сахар, растительное масло, макаронные изделия, сухое молоко, детское питание, фасоль, томатную пасту, сыр и куриные бульонные кубики. Кроме этого, в набор входят средства гигиены. По данным Islamic Relief, в Иордании находится до 5500 сирийских беженцев.
«Эти семьи, которые спасаются от насилия, не могут взять с собой почти ничего, отправляясь в долгое путешествие за границу в поисках безопасности, пищи и крова, — говорит генеральный директор фонда Абед Аюб. — Из опыта мы знаем, что пока насилие продолжается, число беженцев будет только расти».
Организацией помощи сирийским беженцам, оказавшимся на территории Турции, уже долгое время занимается турецкий благотворительный фонд IHH.
«Последняя наша надежда на Турцию, — говорит участник задержанной на границе колонны, 35-летний преподаватель компьютерной графики из Торонто Самир Джисри, мечтающий вернуться на родину, которую покинул еще ребенком. — Сирийская революция — это сиротская революция, никто за нее не вступится, даже Лига арабских государств».
Миссия провалена
Между тем все больше наблюдателей ЛАГ выражают недовольство работой миссии, возобновившей в четверг свою деятельность, остановленную тремя днями ранее, когда в результате нападения проправительственных демонстрантов на команду наблюдателей в портовом городе Латакия 11 человек получили ранения.
Покинувший миссию на этой неделе алжирец Анвар Малек сообщил «Рейтер», что многие из его бывших коллег не скрывают своего разочарования.
«Я не могу назвать число, но многие. Когда говоришь с ними, ясно чувствуется их гнев», — сказал он по телефону, добавив, что многие из них не могут уйти, потому что получили приказания от своих правительств.
По его словам, миссию ЛАГ уже покинули марокканский юрист, специалист по гуманитарной помощи из Джибути, египетский наблюдатель.
Еще один наблюдатель, который попросил не называть его имени, сказал «Рейтер», что планирует покинуть Сирию в пятницу.
«Эта миссия не служит гражданам, — сказал он. – Она не служит ничему».
Сирийская оппозиция утверждает, что миссия наблюдателей, которые должны представить свои доклады на заседании глав МИД стран-членов ЛАГ 19-20 января, только позволила правящему режиму выиграть время.
В самой же Лиге арабских государств мнения по Сирии разделились: самую критичную позицию занимает Катар, в то время как Алжир полностью одобряет шаги, предпринятые Дамаском.