«О том, чтобы не надеть платок во время визита в мечеть, не могло быть и речи. В таком случае от приглашения посетить с визитом мечеть, одну из самых важных в Объединенных Арабских Эмиратах, пришлось бы отказаться», — сообщил он «Радио Нидерландов».
Угнетенная королева?
Замечания министра прозвучали в ответ на критику со стороны голландской националистической Партии свободы, заявившей, что своей манерой одеваться королева Беатрикс, а также наследная принцесса Максима, которая с мужем принцем Виллем-Александром принимает участие в монаршем визите, «придали легитимности угнетению женщин в исламе».
Розенталь отметил, что королева Беатрикс также одевается соответствующим образом, когда посещает синагоги и соборы.
За королеву тут же вступилась демократическая партия D66, напомнившая лидеру Партии свободы Герту Вилдерсу, что он сам носит ермолку, когда отправляется посетить «Стену плача» в Иерусалиме.
Между тем 60% голландских мусульманок в возрасте от 15 до 35 лет (около 80 тысяч женщин), носят хиджаб, причем вовсе не из-за «угнетения», а в соответствии со своим мироощущением. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в рамках посвященного месту женского платка в голландском обществе проекта «Hoofdboek».
Как выяснили социологи, хиджаб все больше становится предметом моды, и подбирается в соответствии с общим стилем одежды. Большинство участвовавших в исследовании мусульманок уверены, что платок отражает их индивидуальность, многие также считают, что выглядят в нем гораздо привлекательнее. Около 75% тех, кто не носит платок, заявили, что, возможно, наденут его в будущем.
Данные опроса развеяли распространенное в голландском обществе заблуждение, что мусульманские девушки начинают носить хиджаб в 13 лет. На самом деле, чаще это происходит в 19 лет, когда девушка уже может сделать сознательный личный выбор.
В среднем гардероб мусульманки включает 34 головных платка, хотя обладательницы 100 и более хиджабов далеко не исключение. Обычно платок подбирается в соответствии с настроением его хозяйки, общим тоном одежды. Некоторые хиджабы надеваются только по торжественным случаям — на свадьбу или мусульманские праздники, в День королевы и на Рамадан.
Примечательно, что даже в западном «обществе потребления» женщины жалуются на скудость выбора, многие не довольствуются многочисленными турецкими и марокканскими магазинами, и хотели бы видеть хиджабы знаменитых брендов — Gucci, Guess, Chanel, Viktor & Rolf.
Некоторые респондентки признались, что хотели бы «хотя бы раз» увидеть в хиджабе принцессу Максиму, королеву Беатрикс или популярную телеведущую Иоланту Снайдер-Кабау.