«Восстановление дипломатических отношений — это начало процесса нормализации двусторонних отношений, — заявил кубинский лидер на саммите Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна в Коста-Рике. — Однако это невозможно, пока существует блокада, пока они не отдадут территорию, которую они незаконно оккупировали военной базой Гуантанамо».
Рауль Кастро в речи также призвал США снять торговое эмбарго и убрать Кубу из списка стран-спонсоров терроризма.
Собственно, насчет последнего особых проблем возникнуть не должно. Несмотря на то, что статус спонсора терроризма Остров свободы (вместе с Ираном, Сирией и Суданом) получил уже при Обаме, в 2010 году, уже в 2012 Госдеп признал, что хоть на Кубе и скрываются баскские экстремисты из ЭТА и колумбийские «революционеры» с FARK, поддержки деньгами, оружием или снаряжением Гавана им не предоставляет.
Собственно, есть информация, что Обама поручил Джону Керри исключить Кубу из списка, заявив, что «государство, которое не признает террористических методов, не должна подпадать под такие определения».
О постепенном снятии торгового эмбарго решение в администрации США тоже, похоже, принято.
Камнем преткновения остается база Гуантанамо, которую Куба считает «неправомерно удерживаемой» США кубинской территорией. На самом деле США получили территорию базы «в аренду на выгодных условиях» – за «2000 песо в золотой валюте США» на год. В 1934-м, правда, все подорожало до 3400 долларов. Зато после революции гордые кубинцы и вовсе отказались от позорной арендной платы.
База Гуантанамо – это 120 квадратных километров земли и воды в Гуантанамській заливе, где работает до 10 000 человек американского военного персонала. Теоретически база на Гуантанамо может принять 50 крупных военных кораблей. Практически такого не случалось давно. Стратегическое значение этой базы – если не считать роли «руки на горле революции» в последние годы стало не слишком значительным.
Исключением был, конечно, сооруженный там спецлагерь, где людей можно было держать руками без суда и следствия. Особым преимуществом лагеря было полное отсутствие «гражданских» американцев вокруг – только лишь «авторизованный персонал», с которого за разглашение можно содрать три шкуры, 10 километров густого кактусового леса и крупнейшее в западном полушарии минное поле, которым гостеприимные кубинцы отгородились от базы. А дальше – сами кубинцы, которым судьба задержанных в Гуантанамо, м’мягко говоря, безразлична.
Однако после американо-кубинского потепление на острове Свободы с’появятся и американские туристы, а за ними глядишь, наспіють и правозащитники. Кроме того, распоряжение Обамы о расформировании лагеря с черепашьей скоростью, но все таки выполняется. Поэтому и этот фактор не сильно влияет на судьбу базы, построенной в 1903 году. Таким образом, возможность «выселение» Гуантанамо не выглядит совершенно фантастической.
Хотя далеко более вероятным кажется вариант, что объявив США хоть и не «друзьями», но «соседями», Куба может проявить больше заинтересованности в ежегодной долларовой оплате аренды Гуантанамо – и далеко за пределами $3400. Такой вариант представляется наиболее вероятным завершением претензий на возврат кубинской земли.
При том с самого начала наблюдатели отметили один характерный факт. Американо-кубинские потепление началось в аккурат после того, как Россия согласилась списать 90% колоссального долга в 35 миллиардов долларов, которые остров Свободы сумел получить еще с Советского Союза. В июле прошлого года Путин подписал соглашение о том, что Россия претендует лишь на 10% долга – и за несколько месяцев Куба объявила о прекращении вражды с США.
Похоже, пламенные братья-революционеры многому научились у российских товарищей за годы горячей дружбы…