Закрыть

Общество

Потемкинские курорты

 

Идея построить  на Северном Кавказе горнолыжные курорты мирового класса появилась в 2010-ом году. Тогда же было создано ОАО «Курорты Северного Кавказа». 98 % акций акционерного общества с уставным капиталом 15 миллиардов рублей получило государство. Проект рассчитывали завершить к 2020-му году, а руководителем назначили Ахмеда Билалова, впоследствии удивившего даже Путина суммами, потраченными на олимпийские объекты в  Сочи.

Изначально планировалось построить семь курортов: Архыз, Лагонаки, Эльбрус-Безенги, Мамисон, Матлас, Армхи-Цори и Ведучи. После решения о сокращении программы осталось три: Архыз, Ведучи и Эльбрус-Безенги.

Задача была проста: привезти снег и подравнять горы

О том, что правительство отказалось от строительства горнолыжных курортов, стало известно 18 июня. Александр Хлопонин, рассказывая в Совете Федерации о состоянии дел в курортной зоне Кавказские Минеральные Воды, в конце своего выступления сообщил  о закрытии большинства проектов ОАО «Курорты Северного Кавказа». Слегка огорошенным такой новостью сенаторам он объяснил, что вопрос не только в проблемах государевой казны, но и в том, что некоторые из этих проектов неосуществимы, и обойдутся государству едва ли не дороже Олимпиады в Сочи.

Насколько ответственно власти подошли к выбору мест для  строительства  горнолыжных курортов, можно судить по тому, что в Ингушетии горнолыжная трасса в Армхи была открыта в марте, потому  что до этого… не было снега (на этом склоне горы снега практически никогда  не бывает). Однако реликтовый лес был вырублен, ударными  темпами построена канатная дорога, и в конце концов закуплены машины… по производству снега (власти, просто устали ждать милостей от природы). В Ингушетии планировалось построить еще один горнолыжный курорт, но теперь об этом можно забыть.

Не лучше дела обстояли и в Дагестане. Красивое название Матлас, которое должно было привлечь в «Страну гор» сотни тысяч лыжников, переводится как… «снега нет». Но одним отсутствием  снега дело в Матласе не ограничивалось, горные спуски тут настолько круты, что  пришлось бы немного «выравнивать горы»…

Несмотря на все это, Ахмед Билалов, выходец из этих мест, продолжал настаивать на строительстве  горнолыжного рая и, возможно, даже смог бы отстоять его и сейчас, если бы… не был вынужден после удивления Путина ценой трассы для биатлона и трамплинов Сочи покинуть пост и улететь «лечиться» в Германию.

Расходы только лишь на дорожную инфраструктуру и мост к курорту Мамисон в Северной Осетии обошлись бы, по словам Хлопонина, в 20 миллиардов рублей, а сейчас уже нет прежних возможностей, и Мамисон решили пока сохранить в первозданном виде.

Кто ищет  адреналин – вам сюда

Для того, чтобы окупиться  и приносить  прибыль, курорты Северного Кавказа должны были принимать чуть больше 10  миллионов лыжников в год. В такую цифру, да и в саму идею постройки туристического кластера в воюющем регионе — не верил ни один зарубежный инвестор, а потому ни одного доллара, евро или монгольского тугрика от зарубежных бизнесменов контора Билалова так и не увидела.

Единственным бизнесменом, вложившимся в это дело, стал чеченец Руслан Байсаров, который инвестирует в строительство курорта Ведучи в Чечне. Строительство горнолыжных курортов на фоне событий в Украине и проблем с бюджетом отошло на Северном Кавказе на второй план. Решение социально-экономических проблем и борьба с вооруженным подпольем – главные задачи, стоящие перед новым полпредом в ЮФО Сергеем Меликовым. Изначально вся эта идея с созданием туристического кластера на Северном Кавказе вызвала скепсис не только у экономистов и туроператоров, но и у местного населения.  Вряд ли кто-то серьезно рассчитывал, что горнолыжные курорты станут локомотивами экономики дотационных республик. Регион нуждается в рабочих местах, а вместо серьезных экономически обоснованных проектов власти решили построить горнолыжные курорты, которые были больше имиджевым проектом,  символизирующим, что на Кавказе мир, шашлыки и лыжи.

Не вышло. А после аудита  Счетная палата обнаружила в ОАО «Курорты Северного Кавказа» нецелевые расходы членов совета директоров на сотни миллионов рублей. Создатели «северокавказского туристического чуда» ни в чем себе не отказывали, путешествуя по свету  и  живя в лучших отелях.

Возможно в будущем, когда война на Северном Кавказе станет  событием давно минувших дней, в этот удивительный красивый край приедут и 10, и 15 миллионов туристов. Но сегодня мы можем рассчитывать лишь на любителей экстремального туризма, которые могут совершенно бесплатно получить у нас так необходимый им адреналин.

Благо мест и событий для его получения у нас предостаточно.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях