«Я не принимаю утверждения об иностранных державах, и не считаю их правильными. Я не верю в эти теории заговора, как будто есть люди, которые пытаются уничтожить Турцию», — заявил Гюль журналистам во время визита в Данию.
«Конечно, у Турции имеются давние противники в мире. Некоторые группы высоко ценили нашу работу на протяжении последних 10 лет. Теперь, когда они критикуют нас, зачем делать из этого проблему? Такие комментарии подходят для стран третьего мира», — цитирует турецкого президента газета Hurriyet.
Премьер-министр Эрдоган не раз заявлял, что коррупционный скандал, начавшийся в преддверии местных выборов в Турции, был организован влиятельным движением «Хизмет». Это движение, которым руководит проживающий в США проповедник Фетхуллах Гюлен, проникло в судебный аппарат и высшие эшелоны полиции страны, создав своего рода «государство в государстве».
Стремительный экономический рост Турции в значительной степени основывается на стабильности, которой добилась за десятилетие своего правления Партия справедливости и развития.
Но последние несколько месяцев политической неопределенности насторожили инвесторов, способствуя падению курса турецкой лиры.
Абдулла Гюль был одним из основателей правящей исламской партии, и всегда оставался близким союзником Эрдогана. В то же время он является мюридом (учеником) Гюлена, который прежде поддерживал ПСР. Западные наблюдатели считают турецкого президента более «умеренным», чем премьер-министр, и занимающим примирительную позицию.
«Та политическая атмосфера, в которой мы находимся, не радует никого из нас. Она не радует меня. Я обеспокоен и опечален тем, что мы сейчас переживаем», — приводит слова Гюля агентство «Рейтер».
Хотя в прошлом его отношения с Эрдоганом казались порой напряженными, с началом коррупционного скандала, который правительство назвало «попыткой бюрократического переворота», Партия справедливости и развития заметно сплотила ряды.
После появления в сети записей подслушанных телефонных разговоров, в том числе и сфабрикованных, президент Гюль утвердил закон об ужесточении контроля за интернетом. Предложенный депутатами от ПСР законопроект вызвал бурные возражения оппозиции.
Перед этим Абдулла Гюль одобрил реформу судебной системы, позволяющую правительству бороться с влиянием движения «Хизмет» в бюрократическом аппарате.