Закрыть

Общество

Наложницы в Османской империи: как выглядели жены султана Сулеймана?

 
Наложницы в Османской империи: как выглядели жены султана Сулеймана? itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Всплеск интереса к жизни в гареме после сериала «Великолепный век» не угасает: всем интересно, как же на самом деле выглядели наложницы султана Сулеймана. Судить можно по акварелям и портретам, написанным художниками того времени. Разумеется, портретистов-мужчин никто и никогда в гарем не пускал, однако общее впечатление от красоток и антуража султанского дворца сохранилось благодаря подробным описаниям, корреспонденции и заметкам послов.

В Османской империи идеалом женщины всегда считалась пышнотелая дама с густыми длинными волосами и медовой кожей. Такой типаж наиболее часто встречался среди наложниц гарема, однако появление Роксоланы с ее славянской внешностью внесло некоторую сумятицу.

Многие полагают, что султан влюбился в Роксолану из-за ее несходства с идеалом восточной женщины, однако многое зависит от характера наложницы. Очевидно, помимо светлой кожи и волос, украинка пленила повелителя империи и другими своими качествами.

Повседневная жизнь в гареме султана

Гарем, где обитали наложницы, рабыни и дети султана, называли «Домом счастья». Изначально гарем предназначался для содержания рабынь, купленных на рынках в соседних странах. Но Баязет II (1481−1512) шаблон порвал — жен султаны стали выбирать именно из обитательниц гарема.

Безусловно, главным гостем гарема был султан. Заходила туда и его мать (валиде), и жены (кадын-эфенди). Наиболее колоритными обитательницами гарема были рабыни (джарийе). За безопасность отвечали главы исламской иерархии (шейх-уль-ислама), великий визирь (садразам), глава безопасности гарема (дар-ус-саадет агасы) и евнухи (гарем-агалары).

Как девушки попадали в султанский гарем?

Вовсе не случайно, как думают многие. Правители стран Ближнего Востока отправляли туда дочерей в надежде, что те станут избранницами султана: вроде как династический брак. А еще в гарем готовили задолго до того, как наступит фертильный возраст: рабынь покупали в 5−6-летнем возрасте. Далее был период обучения — танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, изучению Корана, этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине.

В подростковом возрасте кандидатке устраивали предварительные смотрины: на этом этапе визирь отсеивал слабых и отправлял обратно к отцу. В этом случае родитель получал меньшую сумму, чем ожидал. Кстати, продавая дочь, ее родители подписывали документы о сложении своих полномочий навсегда. Если до 9 лет девочка никак себя не проявила, то ее отпускали на все четыре стороны — в статусе свободного человека.

Самым красивым и умным рабыням, которых султан мог выбрать в жены, приходилось непросто: высокая планка обязывала продолжать обучение. Ведь став влиятельными дамам, они зачастую вели благотворительную деятельность и даже строили мечети. Сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их высоком интеллекте — это были не просто альковные куклы.

Султанский гарем содержался щедро: жалование рабыни получали приличное, подарки тоже. Главное было — не нарушать свод правил, установленных покровителем. Выглядели жены султана всегда великолепно — времени на уход за собой и денег на это получали более чем достаточно.

Беременные жены султана Сулеймана нумеровались

Султан ожидал множество потомков от своих жен, и если фаворитка беременела, она переводилась в разряд «счастливых» (икбал). Если же таковых было несколько, то их нумеровали: первая (главная), вторая, третья и т.д. Родив ребенка, икбал могла через некоторое время получить статус жены султана, но эта традиция соблюдалась не всегда.

Матери султанов были влиятельными персонами в гареме

Валиде имели огромную власть, во дворце и в гареме — ослушаться матери султан мог, но предпочитал не обострять отношения. Восточные правители в общей массе почитали своих матерей и относились к ним с особым пиететом. Комнаты валиде были вторыми по величине после комнат султана. На нижнем этаже жили служанки-рабыни.

Однако наступило время, когда слава гаремов и их функционал потускнели. Но это случилось гораздо позже, чем правление султана Сулеймана. Мехмеду VI Вахид эд-Дину (1918 -1924) суждено было стать последним султаном Османской империи, поскольку потерпевшая поражение в Первой мировой войне Турция была оккупирована союзными государствами. В двадцатом веке было не до гаремов — век вошел в историю как эра революций.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях