Дарья Салтыкова, или Салтычиха, вошла в историю России как самая жестокая и кровожадная помещица. Те ужасы, которые ей приписывают современники, сложно себе вообразить — сегодня таких людей называют садистами, и это диагноз. Как же сложилась судьба самой ужасной российской женщины и как долго она мучила своих крепостных?
Дело Салтыковой взяла на контроль лично Екатерина II
Екатерина Вторая после восшествия на престол начала вникать во все дела: современники отмечали небывалую работоспособность императрицы, так что дело Дарьи Салтыковой сразу привлекло внимание Екатерины. Сигналы о жестокости помещицы поступали неоднократно, все просители жаждали справедливости и просили царицу дать окорот Салтычихе. Крепостные жаловались властям — с 1757 по 1762 годы на Дарью Салтыкову была подана 21 жалоба.
Поскольку дело стало резонансным, судебная машина закрутилась с максимальными оборотами. Без проволочек снимались показания потерпевших и родственников жертв садистки. Вскрывались невообразимые по жестокости эпизоды — Дарья Салтыкова вообще не считала крепостных людьми, а ведь на дворе стоял XVII век, век Просвещения!
От гнева Салтычихи не были защищены даже дворяне, и когда её любовник, землемер Николай Тютчев решил жениться на другой, брошенная женщина показала, на что она способна. Для начала она приказала прислуге сжечь дом молодоженов, а затем, когда они уже собирались уезжать — убить их. Впрочем, те предупредили Тютчева о грозящей ему опасности. В итоге внук Тютчева — Федор — стал звездой русской поэзии и талантливым дипломатом.
Как Дарья Николаевна превратилась в садистку Салтычиху?
Сегодняшним психологам судьба и жизнь помещицы Салтыковой будут интересны. Ведь в детстве и юности она была нормальным человеком. Привлекательная, из приличной семьи, она вышла замуж. Вероятнее всего, замуж она выходила по любви — для того времени это редкость.
Однако Дарья осталась вдовой в 26 лет — муж умер от внезапной болезни, оставив ей свое состояние. Салтыкова и до замужества была богатой дамой, а теперь она как минимум удвоила состояние и расширила владения. На ее совести числилось почти 600 крепостных, которые вскоре взвыли от издевательств овдовевшей помещицы. Крик ужаса стоял в Московской, Вологодской и Костромской губерниях, где периодически бывала кровожадная барыня.
А в свете о злодеяниях вдовушки ничего не знали. Салтыкова снискала уважение за набожность, за регулярное паломничество к святыням, светская дама активно жертвовала деньги на церковные нужды и раздавала милостыню. Параллельно рвала зубы крестьянам, вырывала им волосы, закапывала в землю живьем, забивала хлыстом до смерти, истязала беременную и мучила ее во время внезапно начавшихся родов.
Эти немногочисленные эпизоды взяты не с потолка: «бесчеловечная вдова» все записывала. Маньячка вела кровавую бухгалтерию, сегодня психиатры назвали бы это социопатией в чистом виде. Чаще других умирали только что поступившие в дворню юные девушки.
Были ли дети у Салтычихи?
Сложно себе представить, но это чудовище произвело на свет двоих сыновей: в браке с ротмистром лейб-гвардии Конного полка Глебом Алексеевичем Салтыковым родились Фёдор и Николай.
Дети ничего не подозревали о звериной сущности родительницы. А ведь с 1757 года в доме Салтычихи появился самый настоящий «конвейер смерти». Это когда она уставала истязать жертву и приказывала особо приближённым слугам довести ритуал до смертельного финала. Судя по записям и свидетельствам, конюху и дворовой девке поручалась процедура избавления от трупа.
После долго судебного разбирательства 2 октября 1768 года Екатериной II был утверждён приговор Дарье Салтыковой. Решением Сената и самодержицы Дарью Николаевну лишают достоинства столбовой дворянки и приговаривают к смертной казни. Но позже передумали: помещицу обрекли на пожизненное заключение в монастырской Иоанно-Предтеченский тюрьме, где осужденная и умерла.