Древний Египет сложил немало мифов о своих богах, и центральное место всегда принадлежало Осирису. Как-то он трагически умер, и его сестра (попутно жена) Исида так горько оплакивала обезображенные останки родного ей существа, что верховные боги решили изменить ход истории. Посылая мольбы верховным богам, Исида требовала вернуть ей мужа и брата. И египтяне объясняли воскрешение и вторую жизнь своего Осириса совершенно особенно.
На плач Исиды отозвался мудрейший бог Тот, который лично прилетел на место трагедии, став птицей ибисом. Другие боги тоже выразили солидарность, например, бог солнца Ра послал царя мертвых Анубиса (на фресках он обычно с головой черного шакала). Рядом с Исидой горевал сын Осириса — юноша Гор, сердце которого все сильнее жаждало мести за отца.
С помощью любящих родственников Анубис собрал буквально по кусочкам тело Осириса, набальзамировал, спеленал полотняными повязками и провел особый ритуал. А безмерно любящая преданная Исида превратилась в птицу, взмахнула крыльями, взметнула плодородный ил, ставший пылью. Так в Осириса вошла вторая жизнь — божественное начало продолжило жить несмотря ни на что.
Однако чудом оживший Осирис не захотел оставаться на земле, где люди столь зверски могут лишать друг друга жизни. Он предпочел царство мертвых, где и правит до сих пор. Зовут его Хозяином вечности и Владыкой умерших, помогает ему тот самый черный шакал Анубис, обязанностью которого стало взвешивание сердец почивших на весах справедливости. И только после взвешивания умершие получали причитающееся: вечную жизнь в награду за добродетель или кару за грехи.
Осирис как пример вечной жизни души
Египтяне дали своему любимому Осирису вторую жизнь как символ: в воскрешение они вложили особый смысл, вечную жизнь. Поэтому ритуал воскрешения бога был такой длинный и торжественный: позже это стало привычным обрядом. Мумифицируя покойников, египтяне верили, что подобно Осирису, они возродятся в другом мире. Кстати, имя Осирис стало нарицательным для усопших египтян — почетно и трепетно.
Миф об добром Осирисе и его воскрешении легко вошел в быт крестьян. Люди, работавшие на земле и уважавшие силу природы, свято верили, что бросая зерна в борозду и засыпая их землей, они погребают Осириса. Логично, что вскоре после этого ритуала появлялась зелень всходов и новые колосья — это и было второе рождение Осириса. Но наступал и печальный момент — смерть колоса от удара серпом! Приходилось терзать зеленое тело обожаемого бога, поэтому жрецы свято ежегодно соблюдали древний обычай: перед первым срезанным снопом они били себя в грудь и громко причитали, моля Исиду не гневаться за то, что люди вынуждены ранить ее любимого брата и супруга.