Закрыть

История

Как в Древней Греции происходил правильный ритуал жертвоприношения

 
Как в Древней Греции происходил правильный ритуал жертвоприношения itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Жертвоприношение в древние времена было присуще любой культуре, и богатая история Греции и Рима пестрит описаниями ритуалов. И каждая из религиозных общин считала именно свой ритуал единственно правильным, хотя общая структура жертвоприношения и в Древней Греции, и в соседнем Древнем Риме приблизительно та же.

Ритуал жертвоприношения начинался торжественно: это была процессия, возглавляли которую собственно жертвенные животные. Для пущей нарядности и эффектности зрелища им часто золотили рога, шею украшали венками или гирляндами из цветов: эстетика всегда была частью культуры европейского юга. Процессия направлялась в специально предназначенное для жертвоприношения место, как правило, сначала шли к святилищу, потом к алтарю или к храму. Согласно древним традициям, жертвенный алтарь находился строго перед центральным храмом.

У греков считалось, что животное само хочет быть принесено в жертву, однако на всякий случай от него требуется формальное согласие. Для этого перед носом его распыляли воду, животное инстинктивно кивало, что жрецами интерпретировалось как согласие умереть здесь и сейчас, во имя богов. Затем послушное животное присаливали соленой мукой, эта mola salsa оседала на шерсти намертво. Ритуал на этом почти завершен: жертву либо закалывали принятым в этой общине способом, либо били в темечко молотком. Тушу обязательно следователо перевернуть на спину, чтобы вспороть брюхо. Это делалось для того, чтобы жрецы могли взглянуть на состоя­ние внутренних органов. Это было гадание, важная часть ритуала.

По сути, в Древнем Риме или Греции что жертвопри­ношение, что гадание по смыслу не разделялись. Важен был хороший результат, вот и все.

Внутренние органы жертвенного животного должны были помочь в предсказании будущего

Ритуальная туша должна была быть идеальной с точки зрения анатомии: никакой асимметрии, уродства или избыточности. Если животное совершенно, в ближайшем будущем народ ждет мир и благоденствие, отмечали жрецы. И поскольку от жертвоприношения ждали именно блестящего прогноза, если жертва чем-то не устраивала, ее заменяли. И так до бесконечности — пока не дойдут до идеально здорового симметричного животного.

Следующим этапом было приготовление внутренних органов в ритуальном котелке. Мясо с туши делили по известным жрецам признакам, часть сжигали, остаток готовили для пиршества. Мясной пир предварялся заключительными молитвами, после чего все полноправные граждане, присутствовавшие на жертвоприношении, вкушали мясо жертвы. Историки отмечают, что этот момент ритуала очень напоминает миф о Прометее.  Хитрый человек подсунул Зевсу кости и требуху, замаскировал сверху парой мясных кусочков, а человечеству отдал всю лучшую часть, камуфлировав ее кожей и костями.

Иногда жертвоприношения в Древней Греции, особенно общегосударственные, были обильными настолько, что на пиру могло быть пару тонн тонн мяса. Разумеется, с таким объемом угощения люди были не в состоянии справиться.

Что делали с излишками мяса после жертвоприношений?

Убедительного ответа, как именно утилизировали небывалые объемы приготовленного мяса, история не дает. Однако теория есть и она весьма убедительна: мясо просто распространялось в торговую сеть. Его продавали через городские лавки, кормя жертвенным деликатесом почти весь населенный пункт. Например, в письме Плиния Младшего к Траяну есть косвенное доказательство этой теории: дескать, в Никоме­дии мясные лавки страдают от того, что их не посещают христиане, которые не приемлют ничего идоложертвенного.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях