Закрыть

История

Почему самая блеклая из фавориток короля Людовика XIV вошла в историю

 
Почему самая блеклая из фавориток короля Людовика XIV вошла в историю itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Король Франции Людовик XIV не только укрепил, но и значительно трансформировал институт фаворитизма. Правил этот монарх долго, так что времени было предостаточно. Летописцы отмечают, что любвеобильный Луи переплюнул своих предков, довольствовавшихся двумя женщинами (королевой и фавориткой). Ему нравилось разнообразие, заключавшееся в полигамии: на протяжении своего царствования и вплоть до мезальянса с де Ментенон он жил с тремя дамами одновременно.

Этот клубок связей ни от кого не скрывался, всё было официально и публично: одна кроткая королева и две разные по типажу любовницы. Самой кроткой его возлюбленной была Луиза де ла Бом ле Блан де Лавальер, она-то и вошла в историю как мадемуазель Скромность.

По своему темпераменту Людовик Четырнадцатый был холериком: быстро загорался и так же быстро остывал к предмету своей страсти. Луиза де Лавальер сумела удержать внимание еще молодого пылкого короля надолго. Их связь длилась несколько лет, и придворные голову ломали — отчего яркий харизматичный король обратил внимание на эту блеклую и не особо умную девушку. Очевидно, стремление к изобилию объясняют желание Людовика XIV делить общество с разными женщинами, и серенькой мышке как Луиза просто повезло.

Современники описывают Луизу де Лавальер как ангела во плоти: в ней не было порочности, просто в определенный момент король захотел обладать ею, и она покорилась. Разумеется, она любила своего Луи, но понимала с самого начала, что связь эта долгой не будет. Королю импонировала такая покорность и чистота души, так что он провел немало прекрасных часов в обществе Луизы.

Циничность Людовика XIV заставляла придворных краснеть

Король-солнце в зрелые годы

Молодой французский король рос и воспитывался во дворце, а Пале-Рояль всегда был рассадником распутства и коррупции. Возможно, нездоровая атмосфера детства оставила след на психике Луи: повзрослев, он открыто издевался над любившими его людьми. Например, он не спешил расставаться с любовницей, которая больше не возбуждала в нем желания. Он держал ее рядом до тех пор, пока она совершенно не пресыщалась своим ложным положением рядом с новой наложницей, относившейся к предыдущей с вежливым уважением, тем самым закрепляя за собой страсть и пылкие чувства короля. Так случилось и с Луизой де Лавальер, в итоге ее кротость и готовность сносить любые унижения начали выбешивать короля.

Заведя себе следующую фаворитку — яркую экспрессивную Атенаис де Монтеспан, Людовик сожительствовал по своей привычной схеме (с тремя дамами). Сложно себе представить, как Мария-Тереза, Луиза и Атенаис со всеми своими обидами, слезами и интригами уживались в этот странном французском гареме.

В общем, цинизм короля выражался довольно просто. Когда всходила новая звезда гарема, то прежняя оставалась живым напоминанием об изливавшейся на нее королевской милости. Людовик давал понять, что всё преходяще. Отставленная (но не отпущенная) любовница продолжала удостаиваться почестей и титулов. Потерю монаршей страсти компенсировали его благодеяния, альковные утехи и радость от даров ветреного Луи, покидавшего ее, не прерывая отношений.

Людовик XIV заставлял двор восхищаться каждой своей фавориткой

Луиза де Лавальер — фаворитка короля Людовика Четырнадцатого

Король-солнце мог возвысить любую дурнушку, и в случае с Лаваельер он четко продемонстрировал новую практику —  разделения должности официальной королевской фаворитки между двумя штатными чередующимися любовницами. Эта схема окончательно оформилась на завершающейся стадии связи с Лавальер.

Луиза де Лавальер не отличалась выдающимися внешними данными, да и интеллектуальный багаж провинциалочки был не особо внушительным. Это была хрупкая миниатюрная барышня с ангельским личиком, набожная и целомудренная, хроменькая, но восхитительно танцевавшая. Людовика, по словам современников, поразили ее голубые глаза, увлажненные обожанием. У девушки не было ни амбиций, ни корыстных устремлений, она просто втайне боготворила Луи. Де Лавальер вела безупречную жизнь, оставаясь исключением при дворе, где сам правитель подавал пример распутства.

Но возвысив Лавальер, Людовик XIV параллельно стал испытывать все больше влечения к Монтеспан. К Луизе он проявлял лишь простую учтивость. Родив в марте 1669 года мальчика (герцог дю Мен в будущем), которого король признал и узаконил, Атенаис де Монтеспан сделалась официальной фавориткой, хотя Лавальер все еще не была лишена своей должности. В дальнейшем двойной адюльтер станет публичным.

Кроткая Лавальер терзалась от внутреннего конфликта — любить циничного человека больно, но она была готова покориться всему, лишь бы видеть свое Солнце. Однако идиотизм ситуации нарастал и, несмотря на свою веру и чисто человеческое отвращение к этому абсурду, в скромной Лавальер нарастало желание закрыть этот странный гештальт, собрав волю в кулак.

Луиза так и вошла в историю — как самая бескорыстная фаворитка короля-солнце. Разумеется, он родила ему законных детей и была обласкана финансово, но никогда ничего не требовала от Луи. Еще ни одного короля не любили так горячо, беззаветно и бесхитростно.

Лавальерское милосердие сочеталось с любовью, покаяние со стыдливостью, и борьба эта была вечной. А тем временем циничный Людовик, словно султан, выставлял напоказ обеих дам, осыпал их подарками и титулами, признавал их детей. Обедать он любил, сидя между Монтеспан и Лавальер, и, нанося первой долгие визиты страсти, после заходил к Луизе поболтать — на сон грядущий.

В 1671 году Луиза решила разрубить этот гордиев узел: она тайно покинула двор и удалилась в женский монастырь Шайо. Очевидно, что Луиза хотела испытать чувства короля, и король-таки позвал ее обратно. Увы, но Луиза опять приняла все за чистую монету. Она решила, что это Любовь, но царственному ветренику просто нужно было восстановить старую и удобную схему микрогарема. К тому же Людовик XIV был уязвлен тем, что его покинула какая-то там любовница.

Неудачное возвращение ко двору окончательно добило Луизу де Лавальер

Блестящий двор короля-солнце. Прием послов в тронной зале Версаля

Вернувшись ко двору, Луиза оставалась верна себе и своей любви к королю. Она была терпелива, скромна и всем своим видом молила короля обратить на нее взгляд и внимание, а вот Монтеспан вела себя надменно, дерзко и язвительно. При попустительстве Людовика она превратила Луизу в камеристку, потешаясь над ее безволием. Атенаис как могла изощрялась в остроумии, которое мучило Лавальер и веселило двор.

Луиза пресытилась своим униженным, но высокопоставленным положением, где ей отводилась роль безвольной наложницы и предмета для острот Монтеспан. В апреле 1674 года она простилась со своими друзьями, принесла публичные извинения королеве и в 37 лет стала сестрой Луизой Милосердной в кармелитском монастыре. Умерла она в 1710 году.

С уходом Луизы в монастырь ситуация при дворе вновь обрела утраченное равновесие. У Людовика XIV отныне осталась одна любовница, зато какая энергичная!


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях