Закрыть

История

Дискриминация женщин — королев и фавориток — как гендерный маркер Средневековья

 
Дискриминация женщин — королев и фавориток — как гендерный маркер Средневековья itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Дискриминация женщин была для Средневековья нормой, так что даже самые высокопоставленные дамы своего времени — королевы и фаворитки — хлебнули горя. Как сообщает журнал Speculum, это был гендерный маркер (отличительная черта, учитывающая пол человека). Далеко не все женщины в наше время могут сказать, что жить легко, а в средние «темные» века роль женщины была и вовсе незавидной — вне зависимости от достатка или социального статуса.

Сегодня историю королев внимательно изучают не только медиевисты (историки, специализирующиеся на средних веках), но и феминологи (исследователи женской роли в социуме). Примечательно, но важным отличительным гендерным признаком средневековой культуры признается откровенный антифеминизм. Средневековье было, по сути, театром, ведущими артистами которого были исключительно мужчины. Женщинам (если повезет) отводилась роль статистов. И такой вот хорошо знакомый образ средних веков был создан самими мужчинами. Он отразил те качества, которые мужчины хотели видеть сами в себе: быть бесстрашным и благородным рыцарем в сияющих доспехах, страдающего ради своей возлюбленной. Впрочем, идеалы куртуазной любви занимали в гендерных понятиях эпохи вполне определенную нишу.

Женский пол немало настрадался в Средние века

Европейцы в ходе истории сформировали свое общественное сознание на базе понятий, унаследованных от античных и средневековых писателей и религиозных мыслителей. И хотя у разных авторов взгляды на жизнь как таковую выглядели по-разному, в том, что касалось женщин, они были на редкость единодушны. Не-мужчину рассматривали как определенно низшее, по сравнению с мужчиной, существо — вот так последующие поколения с молоком матери (тоже, кстати, женщины!) впитывали бесчисленные негативные коннотации женской сущности.

Королевы обеспечивали династию наследниками престола, но не имели права вмешиваться в государственные дела по той причине, что их мозг слаб. Несмотря на это, многие монархи прислушивались к советам близких женщин и оказывались в выигрыше: это создавало двойной стандарт и реально путало карты. И хотя средневековье явило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, в нем же самом содержались и ростки другого, нового отношения к женщине. Дискриминация плюс двойной стандарт.

Любая женщина — потомок порочной глупой Евы, твердили церковники

Церковная пропаганда была наиболее сильной именно в средние века: читать умели единицы, книг в домах среднестатистических европейцев почти не было. Поэтому с каждого церковного амвона транслировалась одна и та же мысль — каждая женщина вслед за Евой обвинялась в гордыне, легкомыслии, невоздержанности, тупости. И каждая женщина несла ответственность за первородный грех — такой вот гендерный маркер.

В общем, во всем была виновата женщина! Обвинение женщины в том, что она была главным виновником первородного греха, определялось самой сутью средневекового миросозерцания, в котором грехопадение осмысливалось как победа телесного, природного над духовным, собственно человеческим. А поскольку первое отождествлялось с женским, а второе — с мужским, постольку в этой системе ценностных координат женщины были обречены нести тяжелую ношу ответственности за грехопадение.

Интересно, что дева Мария почему-то стала исключением — вроде как и не женщина была, получается. Не была она вместилищем всех мыслимых пороков и источником греховности мира. А вот другие — были, даже королевы.

Женщина в средние века изображается церковниками всех уровней исключительно как «сосуд дьявола» и «враг человечества». Иными словами, в рамках христианской доктрины дочери Евы являют собой «образ врага». То ли внешнего, то ли внутреннего, но лучше всё сразу. По мнению историков, это неслучайно, ведь литература святых отцов постулировала превосходство мужчины над женщиной, созданной после мужчины и из его ребра. Изгнанная из рая, женщина получает свое имя от мужчины – это еще один знак ее подчинения (дискриминация продолжается). По традиции на Еву возлагалась бОльшая часть вины за грехопадение. Адам. как водится, не виноват — она сама пришла.

Женщины средневековья сполна испили эту горькую чашу: доставалось королевам и торговкам, фавориткам и крестьянкам. В общем, исследования продолжаются, и Американская академия по вопросам Средневековья обещает вскоре опубликовать стройный доклад о том, как королевы и торговки справлялись с ежедневными упреками непонятно в чем.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях