Закрыть

Обо всём

Исламские партии в борьбе за власть

 

В Египте результаты выборов были аннулированы, чтобы обеспечить послушный и  преданный Хосни Мубараку парламент.

В мае 1990 года Верховный конституционный суд признал  парламент 1987 года неконституционным, распорядившись распустить его  и провести новое голосование. Политические партии бойкотировали последующие ноябрьские выборы, протестуя против постоянного  вмешательства властей. «Братья-мусульмане», бывшие тогда под запретом и действовавшие подпольно, участвовали в политическом процессе как члены коалиции,   образованной вместе с лейбористами.

В Тунисе результаты выборов подобным же образом были сфальсифицированы в пользу правящей партии Бен Али. Реально победившая партия «Аль-Нахда»  была объявлена ​​вне закона, ее члены оказались в тюрьмах или в изгнании.

В Иордании, как только стало ясно, что «Братья-мусульмане» получают  22 из 26 оспариваемых мест,  режим приступил к подготовке нового закона о выборах, лишающего их в будущем всех шансов на избирательный успех.

В Алжире армия вмешалась в демократический процесс, отменив второй тур выборов и объявив вне закона победивший в первом туре Исламский фронт спасения. После этого страна погрузилась в  кровавую и жестокую гражданскую войну, за десять лет унесшую более 100 тысяч жизней.

Основные исламские политические движения, во главе с «Братьями-мусульманами», не видели альтернативы мирной борьбе за демократизацию своих стран. Но даже пострадав в ходе этих насильно прерванных попыток демократизации, они  по-прежнему подвергались нападкам своих соперников в правящих режимах и среди светских элит.

Их преданность  демократическим принципам  постоянно ставилась под сомнение. Как западные, так и восточные эксперты по  политическому исламу — или «исламскому фундаментализму», как его называли на протяжении восьмидесятых и большей части девяностых – упорно поднимали такие вопросы, как права человека, права женщин, меньшинств, гражданские свободы, шариат, худуд, религиозная терпимость, плюрализм и равенство,  оспаривая утверждения исламистов о приверженности демократии.

Чаще всего  жесткие меры, принимаемые  деспотическими режимами для сдерживания демократического процесса, оправдывались тем, что как только исламисты победят  на выборах, никаких выборов больше не будет. Именно поэтому выражали поддержку многие французские политики и комментаторы, когда в Алжире крушили  избирательные урны. И этим же оправдывались   последующие нападки на демократические права народов по всему арабскому региону.

С тех пор было прервано множество других демократических процессов, угрожавших переходом  власти от элит, которые поддерживали статус-кво, отвечающее   интересам как региональных, так и международных сил.

Единственное, что  могло убедить деспотов, что они должны  измениться, иначе их заменят – это революция. Народные восстания, которые начались в Тунисе в декабре 2010 года, а затем распространились на Египет, Ливию, Йемен и Сирию, и грозили в 2011 году другим странам региона, не были инициированы  или организованы  какой-либо конкретной политической или идеологической силой.  Тем не менее, они казались «даром небесным» для исламистов. Большинство населения в этих странах было сыто по горло сложившимся статус-кво, и жаждало перемен.   Исламские политики хотели, чтобы эти перемены протекали гладко и безболезненно, и выступали  за переход от автократии к демократии по формуле разделения власти.

Арабские народы восстали, чтобы вернуть свою свободу и достоинство. Единственным мирным средством достижения такой цели была бы замена деспотических режимов по-настоящему демократическими.

Очевидно, что демократия стала бы значительной победой исламистов. Именно такого поворота событий боятся местные светские элиты,  а также группы, чьи интересы тесно переплетаются с органами «государства в государстве», и  западные державы, которые убеждены, что приход исламских партий к власти будет не в их интересах. Позиция местных противников исламских партий заключалась в  отказе от всех призывов к сотрудничеству, в том числе и от предложений  разделения власти. Сейчас стало понятно, что это была прелюдия к объединению  с противниками демократии, с целью прекращения всего  процесса демократизации.

Сегодняшняя война с исламистами, продолжающаяся в большей части арабского мира, это война против  самой демократии и принципа разделения власти. Исламские политики в Египте и в других странах  возглавляют борьбу за демократию, а их светские соперники — как либеральные, так  и социалистические —  выступают в поддержку коррумпированных военных диктатур, финансируемых реакционными монаршими режимами.

И в неуважении каких бы ценностей не винили исламские партии их секуляристские противники – прав человека, гражданских свобод и разделения власти – они же сами эти ценности позорно предали.

Демократия в арабском мире является, на сегодняшний день, целью исламских политических сил.

Аззам Тамими, британский писатель, аналитик и политический комментатор палестинского происхождения. Полный текст статьи опубликован на сайте aljazeera.com.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях