Абу Мухсин – один из сотен палестинцев, сумевших получить в израильских тюрьмах высшее образование. На протяжении двух десятилетий учебную программу поддерживала тюремная администрация.
С 2011 года правила ужесточились, и программу отменили. Но палестинские заключенные тайно организовали собственные курсы, при поддержке университетов на Западном берегу и в секторе Газа,
Курс «израилеведения» читает самый, пожалуй, известный палестинский заключенный, один из лидеров первой интифады Марван Баргути, приговоренный 12 лет назад к пяти пожизненным срокам,
В 2010 году, находясь за решеткой, он получил докторскую степень одного из египетских университетов, что позволяет ему сейчас заняться преподавательской деятельностью в неволе.
Одним из его студентов был и Абу Мухсин, уверяющий, что именно учеба помогла ему выдержать длительное заключение.
Он был арестован в 1991 году, в разгар восстания против израильской оккупации, и обвинен в смерти пожилого израильтянина – в ответ на расстрел солдатами пятерых бросавших камни молодых палестинцев.
«Оказавшись в тюрьме пожизненно, я имел две возможности: либо придать какой-то смысл этой жизни, либо сгубить впустую свое время и ум за решеткой», — рассказал 42-летний Абу Мухсин корреспонденту «Ассошиэйтед пресс».
Он решил заняться историей, затем языками и литературой, и наконец естественными науками и экономикой. Получив степень бакалавра политологии на заочном отделении Еврейского университета в Иерусалиме, Джамаль Абу Мухсин на этом не успокоился, и подкрепил ее дипломом магистра из палестинского Университета Аль-Кудс.
«Я изучал материалы о сионистском движении с сионистской точки зрения, но не сталкивался ни с какой дискриминацией в отношении нас как студентов. Я отправлял работы в университет, в которых критиковал сионистскую теорию, и они принимали мои доводы», — сказал он.
«Я хотел понять все в жизни, и сделать осмысленной свою долгую жизнь в тюрьме. Иначе умерла бы моя душа», — цитирует его «Аль-Арабия».
Университетские курсы в израильских тюрьмах появились в начале 90-х, после 14-дневной голодовки палестинских заключенных. Даже в те годы, когда это делалось официально, под запретом были некоторые считавшиеся «опасными» сферы знаний – физика, химия и политический национализм. К тому же все обучение велось на иврите, чтобы лучше контролировать студентов.
В 2011 году учебную программу для палестинских заключенных отменили, чтобы заставить ХАМАС отпустить израильского военнопленного Гилада Шалита. И хотя осенью того же года Шалита обменяли на 1027 палестинских заключенных, университетские курсы в тюрьмы так и не вернули.
И все же, по оценкам правозащитников, несколько сотен из 5 тысяч палестинских узников получают сейчас высшее образование.
Абу Мухсин оказался в списке 104 заключенных, которых Израиль обязался выпустить в обмен на возобновление мирных переговоров при посредничестве США.
Выйдя на свободу, он сразу приступил к поискам работы, что не так-то просто на Западном берегу. Тут как нельзя кстати будут два университетских диплома. А полученные в неволе знания позволят на новом уровне бороться за освобождение Палестины.