Нам нужны законы, чтобы наказывать коррупционеров и не позволять другим людям брать взятки. Но на практике поймать коррумпированные кадры в правительстве или в бизнесе очень трудно. Еще труднее доказать коррупцию в суде, поэтому большинство коррупционеров остаются безнаказанными.
Исключить соблазны
Быть может, лучше попробовать предотвратить коррупцию, чем пытаться поймать виновных постфактум. На самом деле, лучший способ ее предотвращения – воспитать в каждом убеждение, что брать взятки нельзя, что это преступление и грех. Большинство из нас не воруют не потому, что мы боимся быть пойманными и наказанными, а потому что мы знаем, что это плохо. Таким же образом мы откажемся от взяток, если нам внушить, что это неправильно.
К сожалению, сегодня трудно привить нашим детям понятия, потому что большинство из нас проводят с ними слишком мало времени. И выходит, что многие готовы брать или предлагать взятки, потому что мы не считаем это неправильным, грехом по нормам нашей религии. Мы убеждены, что так поступают все, и если мы не будем следовать общему примеру, то окажемся в проигрыше.
В борьбе с коррупцией нельзя полагаться лишь на самоограничение и самодисциплину. Большим подспорьем было бы исключить соблазны и возможности.
Возможности для коррупции возникают из-за необходимости взаимодействия между теми, кто наделен полномочиями, и населением. Администрации приходится обрабатывать и утверждать всевозможные запросы или предложения, которые поступают от населения. Это своего рода власть, а, как известно, власть развращает. Если уполномоченное лицо откажется принять или задержит заявление, заявитель может предложить взятку, чтобы ускорить процесс или добиться положительного результата.
Хотя мы считаем, что условия и причины подтверждения или отказа по любой просьбе или предложению четко определены и неизменны, на самом деле это не так. В лучшем случае, они довольно расплывчатые и не точные. Это дает возможность принимать решения по своему усмотрению тем, кто наделен властью. Они могут отказать, или, по крайней мере, задержать рассмотрение обращения по собственному желанию. И тогда заявитель может предложить взятку.
Если причины утверждения или отказа будут ясными и точными, не останется места для решений по собственному усмотрению. Либо утверждение, либо отказ. И если уполномоченное лицо отказывает или не утверждает, хотя ясно, что все условия и требования соблюдены, то это легко обнаружить.
Заявитель, как правило, не будет оспаривать решение, принятое чиновником, или жаловаться из-за задержки. В случае отказа или проволочек у него возникает желание подкупить. Это представляется ему менее опасным, чем спорить с властями, ведь может быть придется иметь дело с тем же самым чиновником или его коллегами, которые способны причинить всевозможные неприятности. Но если условия утверждения просты и доведены до сведения населения, начальство легко может проверить все прошедшие через конкретного чиновника заявления, и определить, правильные ли он принял решения. Даже если начальник находится в сговоре с чиновником и получает долю от взяток, расследование немедленно обнаружит неправомочность действий руководителя, и он понесет ответственность. Это станет сильным сдерживающим фактором.
Подчиненные как птички – улетают без опеки
Важно также, чтобы начальник проявлял ощутимый интерес к работе своих подчиненных. Каждый месяц должны предоставляться отчеты, с четким указанием числа отклоненных заявлений, и объяснением причин. Эти отчеты должны быть обнародованы, так же как и меры, принятые в случае выявления коррупции.
Для дальнейшего уменьшения возможностей коррупции, формы заявлений должны быть как можно более простыми. Следует избегать длительных описаний и разъяснений правил заполнения анкет. Заявителю нужно лишь выбрать ответы Да / Нет в соответствующем поле, а чиновнику – просто поставить галочку или крестик напротив ответов заявителя.
В обязанности каждого сотрудника должно входить рассмотрение, утверждение или отклонение только небольшого количества заданных условий. Должна быть рабочая схема последовательности операций. Потребуется всего несколько минут, чтобы проставить галочки и крестики в нужных полях, и передать заявление следующему сотруднику.
Весь процесс, включающий решения всех чиновников, должен занимать не более трех дней. Заявителя следует по закону обязать явиться в учреждение по истечении трех дней, и получить ответ на свое обращение. Все встречи чиновников с населением должны записываться на пленку и фиксироваться в специальном журнале.
Нужно четко обозначить сферу полномочий каждого конкретного чиновника, в том числе, за какие разделы в поданных заявлениях он отвечает. Если коллеги не проверили должным образом другие части анкеты, ему не следует обращать на это внимание. Он должен лишь проставить свои «да» или «нет» в тех разделах, которые входят в сферу его ответственности. Затем заявление передается следующему чиновнику, который должен принимать собственные решения, независимо от своих коллег, даже если проделанная ими работа уже исключает общий утвердительный ответ.
В учреждениях должно хватать сотрудников для рассмотрения ожидаемого количества приложений. При необходимости нужно привлекать дополнительный персонал.
После проверки ответственными сотрудниками все заявления должны передаваться их начальнику, который тщательно рассматривает анкеты, и выносит положительное решение, если нет причин для отказа. Если такие причины есть, он вызывает для объяснений ответственного сотрудника, и в случае признания их удовлетворительными, принимает решение об отказе.
Затем он лично встречается с заявителем и объясняет причину отказа, после чего заявитель может исправить свою анкету и подать ее повторно. Если исправление по каким-либо причинам невозможно, заявление считается непринятым.
Время — деньги
Время имеет существенное значение. Важно, чтобы на обработку заявления уходило строго определенное время. На утверждение или отказ всеми чиновниками должно требоваться не трех дней. В случае задержек ответственных сотрудников нужно вызывать для объяснений, а если это происходит трижды, виновный попадает в черный список. Его не повышают по службе, и могут перевести на другую работу.
Это лишь примерные предложения, которые могут доработать люди в правительстве, и создать на их основе формы обращений, облегчающие принятие положительных или отрицательных решений. Время от времени эти формы следует обновлять, если обнаружится, что они недостаточно ясные и действенные.
Нужно также советоваться с гражданами, частным образом или публично, выслушивать их предложения и возражения по заявкам и процедурам. Все обсуждения и улучшения следует доводить до сведения населения. Жалобы должны быть рассмотрены, и в случае необходимости внесены изменения. Во всем должна соблюдаться открытость и прозрачность.
Как говорят врачи, болезнь легче предупредить, чем исцелить. Эти предложения – как раз такой переход от лечения к профилактике.
Почему я не делал этого, когда у меня была власть? В определенной степени именно этим я и занимался. При внимательном рассмотрении можно обнаружить, например, что быстрый рост Куала-Лумпура с начала восьмидесятых годов проходил благодаря тому, что людям облегчили получение официальных разрешений.
Махатхир Мохамад, экс-премьер Малайзии в 1981 – 2003 годах. Английский вариант статьи был опубликован в его блоге.