Архип Осипович Осипов — рядовой Тенгинского полка 22 марта 1840 года во время штурма русского укрепления черкесами, взорвал пороховой погреб, а с ним и все укрепление. Неприятель понес потерю до 3 тысяч человек. Это официальная версия. А неофициальная версия говорит о том, что русское укрепление было построено на месте захваченного черкесского аула и штурмовали его гораздо меньшие силы, состоявшие в основном из изгнанных их своих домов горцев. Да и сложно поверить в историю об Осипове, ведь при таком взрыве, если верить официальной версии, шансов уцелеть у свидетелей самопожертвования русского солдата точно не было. Для русских он навсегда останется героем, но не для черкесов, чей народ понес во время Кавказской войны колоссальные потери.
Война памятников
Юг России последние двадцать лет раздираем межнациональными, межконфессиональными и даже внутриконфессиональными противоречиями. А в последнее десятилетие противостояние начало выражаться в установке памятников, которые вызывают, мягко говоря, возмущение у русских или кавказцев. В 2003 году в Армавире был установлен памятник генералу Григорию Заасу, который во время Кавказской войны прославился коллекционированием отрубленных черкесских голов, — он очень любил их насаживать на пики вокруг своих укреплений. Его рапорты пестрили сообщениями типа: «аул истреблён до основания», «сопротивляющиеся вместе с аулом преданы огню и мечу», «в пламени аула погибли жители» и т.д. А в 2008 году в Пятигорске устанавливают памятнику Ермолову, которого кавказцы воспринимают так же, как жители Ростова на Дону Андрея Чикатило. Даже в советское время бюст Ермолова, установленный в городе Грозном, взрывали два раза, а со времен Кавказской войны горцы дают клички своим собакам — Ермол. Однако, возмущение черкесов и прочих кавказцев вызывает лишь ухмылки у инициаторов установки этих монументов, а российские СМИ практически игнорируют это недовольство.
Другое дело, когда на Кавказе появляются памятники героям с другой стороны, тем более если их устанавливает такой человек, как Рамзан Кадыров. Речь идет о памятнике чеченским девушкам, которые предпочли смерть плену и, погибая, увлекли в пучину горной реки своих конвоиров в далеком 1819 году. Российский интернет кипел от возмущения. Но Рамзан Кадыров проигнорировал эти протесты, — в глазах кавказцев, униженных и оскорбленных памятниками палачам их предков, он выглядел героем, единственным из всех кавказских глав решившим достойно ответить на брошенный вызов. В итоге: все преследуют одну цель, как можно больнее уязвить соседа, не считаясь ни с чем. Демонстрируя тем самым то, что Россия как страна абсолютно лишена внутреннего единства.
Кавказская война продолжается?
Но до сих пор не было случая, чтобы один кавказский этнос задался целью нагадить в душу другому кавказскому этносу, используя для этого памятники. Инициатива владикавказской мэрии вызвала возмущение не только у черкесов, но и у самих осетин. Осетинские активисты, которые раньше чиновников поняли, какую угрозу межнациональным отношениям несет установка этого памятника во Владикавказе, начали сбор подписей против данной инициативы властей города. Опросы, проведенные в интернете, показывают, что среди противников данного проекта — 78,4% пользователей. Однако, позиция мэрии такова: она готова выслушать всех, но склонна считаться лишь с мнением компетентных историков. Нашлись и конформисты, предлагающие воссоздать памятник, но изменить надпись на нем или даже переименовать его.
В интернете тем времен продолжаются баталии. Черкесы, чтобы достучаться до соседей, спрашивают их, как бы в Осетии отнеслись к планам установки памятника Михаилу Саакашвили или монументов Ною Жордания и полковнику Чхеидзе, устроившим бойню восставшим осетинам в 1920 году? Большинство соглашается с ним, но вряд ли их голос будет услышан, пока молчит руководство черкесских республик. А самое главное — молчит Москва, которую волнуют лишь Олимпиада, но которая совсем забыла, что в этом году исполняется ровно 150-лет завершения Кавказской войны и следовало бы ради мира и спокойствия Кавказа обратить внимание на бурную деятельность кавказских «скульпторов». Или мы что-то путаем с датами, и Кавказская война на самом деле не закончилась, а, следовательно, мирить, прощать и каяться еще не время?