По сообщениям саудовских СМИ, в последние месяцы около 20 религиозных деятелей были уволены или отстранены от чтения проповедей.
В Кувейте, политическая система которого относительно открытая, по сравнению с другими странами Персидского залива, власти возобновили мониторинг проповедей, убрали из эфира одного телевизионного проповедника и депортировали имама-иностранца.
События в двух арабских монархиях отражают резкий взлет и падение египетских «Братьев-мусульман», предлагающих религиозную альтернативу династическому правлению и имеющих немало сторонников в Персидском заливе.
Египетские военные вызвали в июле и августе возмущение многих влиятельных имамов и простых граждан в регионе, когда совершили переворот, упрятав за решетку президента Мурси, члена «Братства», а затем расстреляли сотни его сторонников. Однако и Саудовская Аравия, и Кувейт пообещали свою поддержку новому египетскому правительству.
«Чувствительность к деятельности «Братьев-мусульман», и к политической деятельности в целом повысилась», — отмечает директор Исследовательского центра Брукингса в Дохе Салман Шейх.
Кувейт и Саудовская Аравия и дальше будут «довольно бескомпромиссно относиться к деятельности «Братьев-мусульман», и всех кто предположительно их поддерживает», цитирует его «Рейтер».
В Саудовской Аравии «Братство» запрещено, в Кувейте к нему относятся настороженно, хотя члены местного отделения составляли значительные фракции в предыдущих парламентах.
Обе страны — и другие монархии Персидского залива — беспокоит то, что «Братство» придерживается активной политической доктрины, побуждающей его сторонников добиваться перемен.
Несмотря на запрет, Саудовская Аравия терпела неофициальные встречи «Братьев-мусульман», при условии, что на них не обсуждалась политика.
Но обеспокоенность влиянием движения резко возросла, когда саудовская королевская семья поддержала в июле военный переворот в Египте.
Саудовские власти отстранили от религиозной деятельности эр-риядского имама, который в транслировавшейся в августе по телевидению проповеди критиковал командующего египетской армией аль-Сиси.
В том же месяце кувейтянин Тарик аль-Сувайдан, известный в арабском мире своими лекциями по самосовершенствованию, был уволен с должности ведущего саудовского телешоу, после того как во время лекции в Йемене назвал себя «одним из лидеров «Братьев-мусульман».
Напряженность в регионе усугубляется и войной в Сирии. Связанные с властями имамы в Саудовской Аравии с начала конфликта осуждали правительство Асада и призывали поддержать сирийскую оппозицию.
В прошлом году в результате организованной правительством кампании для сирийских беженцев было собрано 140 млн долларов.
Многие кувейтские имамы использовали социальные медиа, чтобы привлечь частные пожертвования для повстанцев, а некоторые даже занимались сбором средств на их вооружение.
Но в августе правительство Кувейта запретило телешоу имама Шафи аль-Аджми, который высказался за вооружение сирийских повстанцев, и в социальных сетях призывал сражаться с бойцами ливанской «Хезболлы», воюющей на стороне Асада.
Аджми, имеющий более четверти миллиона последователей в «Твиттере», отстранен от чтения проповедей, сообщили местные СМИ.
Религиозное министерство разослало этим летом по мечетям послание, призывающее имамов сконцентрироваться на вопросах морали, и после годового перерыва вновь начало записывать проповеди.
Но если в том, что касается проповедей, у властей еще есть рычаги давления, контролировать то, что говорят в социальных медиа — гораздо более сложная задача.
Саудовская Аравия мониторит в «Твиттере» сообщения известных проповедников; в Кувейте имамам, которые нарушают в соцсетях «руководящие принципы», грозил отстранение от работы, а иностранцам – депортация.
И все же вряд ли правительство зайдет настолько далеко, что заставит имамов читать только официально утвержденные проповеди, считает саудовский проповедник и правовед Абдульазиз аль-Касем, выступающий за ограниченные реформы в стране.
Поскольку в Саудовской Аравии десятки тысяч мечетей, и религиозные деятели имеют огромное влияние и независимость, такой сценарий было бы просто невозможно реализовать, считает он.
«Страна едва в состоянии управлять экономикой и соблюдать верховенство закона», — отмечает аль-Касем.
Однако религиозные деятели не должны этим пользоваться, считает он: «Проповедники увлеклись междоусобными войнами и забыли о роли мечети как трибуны для религиозных проповедей».