Закрыть

Праздники и приметы

Стол переговоров лучше поминального стола

 

На этой неделе произошло весьма примечательное событие на Ближнем Востоке. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу побывал с официальным визитом в Исламской Республике Иран. Как известно, с начала сирийского конфликта отношения между этими странами довольно существенно ухудшились и двусторонние контакты между официальными лицами фактически сошли на нет.

Однако сейчас, судя по всему, ситуация стала выправляться: переговоры на министерском уровне возобновились. И главным вопросом стала судьба региональной безопасности и стабильности с учетом сирийского конфликта.

Стамбул+Тегеран=?

Позавчера, в среду на совместной с министром иностранных дел Ирана Мухаммадом  Джавадом Зарифом пресс-конференции Давутоглу заявил о срочной необходимости прекращения огня в Сирии накануне начала переговоров в январе 2014 года. При этом он подчеркнул, что это  позиция и ИРИ, и Турецкой Республики. «Гуманитарная ситуация в Сирии становится с каждым днем все хуже и хуже».

В понедельник Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил, что международная конференция по Сирии начнет свою работу 22 января. Это будут первые прямые переговоры между Президентом Башаром Асадом и оппозиционными силами, стремящимися его свергнуть. Цель этой конференции заключается в том, чтобы договориться о создании  компромиссного и взаимоприемлемого временного правительства, а также  по поводу других компонентов мирного плана, выработанного Россией и западными державами в Женеве в прошлом году.

Министр иностранных дел Ирана, также акцентируя общность  позиций обоих стран в отношении Сирии, особо подчеркнул: «Наши усилия направлены на то, чтобы добиться фактического прекращения сирийского конфликта, еще до того, как начнутся переговоры в Женеве».

Таким образом, за последние два месяца, позиции Турции и Ирана существенно сблизились в отношении сирийского конфликта. Во многом это связано с тем, что ситуация в этой стране фактически зашла в тупик: режим Асада не может одержать военную победу над повстанцами, а те, в свою очередь,  не способны свергнуть режим в Дамаске.

Давутоглу подчеркнул, что в условиях ухудшения погодных условий гуманитарная  ситуация становится все более критической, поэтому «мы не можем ждать два месяца». Турецкий министр иностранных дел встречался с Президентом Ирана Рухани, спикером иранского парламента Лариджани, другими представителями  иранского руководства. Он рассказал, что обсуждал с высшими иранскими официальными лицами пути и способы доставки гуманитарной помощи более чем 5 миллионам беженцам, как в самой Сирии, так и в лагерях в соседних странах.

Диалог – это не когда говорят, а когда слышат друг друга

Давутоглу сообщил также о своего рода сенсации: Президент Исламской Республики Иран Рухани в январе посетит с официальным визитом Турцию.

Турция и Иран впервые, с начала гражданской войны в Сирии,  совместно заявили, что военное решение сирийского кризиса не возможно, и поэтому все участники конфликта должны стремиться к политическому решению.

В то же время, когда Джавада Зарифа спросили – сократит ли Тегеран свою поддержку сирийскому режиму, он уклончиво ответил: «Главными принципами иранской внешней политики являются невмешательство во внутренние дела других стран и поддержка  сил регионального сопротивления  сионистскому режиму. И эта политика не изменится». То есть, в обозримый период  поставки оружия Дамаску будут продолжены.

Выступая в Институте ближневосточных стратегических исследований в Тегеране, Давутоглу  сделал весьма важное заявление. Он сказал, что политический диалог между Тегераном и Анкарой представляет собой ключевой компонент всей системы переговорных процессов  во всем  ближневосточном регионе, особенно в условиях, когда определенные силы раздувают напряженность в отношениях между различными исламскими направлениями.

Обратившись к итогам своего октябрьского посещения населенных преимущественно шиитами городов Ирака, Давутоглу подчеркнул, что настало время объединиться и остановить «опасный транзит» к этническим и сектантским конфликтам. Именно для этого необходимо развивать политический диалог и экономическую взаимозависимость. Как сказал турецкий министр: «Если страны экономически зависимы друг от друга, они не будут использовать силу друг против друга».

Давутоглу подчеркнул первостепенное значение в политическом диалоге проблем региональной безопасности.  «Если мы это будем игнорировать, то глобальные центры влияния будут по-прежнему управлять региональной динамикой. Объединение усилий Ирана и Турции не только позволит им эффективно использовать такое сотрудничество, но и стать основой региональной стабильности». Давутоглу поздравил Джавада Зарифа с  подписанием временного соглашения по иранской ядерной программе.

Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях