Закрыть

Праздники и приметы

Зачем Биби прилетал в Москву?

 

В восемь часов вечера начались переговоры между российским Президентом и израильским премьером, которые продолжались около двух с половиной часов. Затем состоялась достаточно  короткая официальная встреча в расширенном составе. С российской стороны в ней приняли участие министр иностранных дел Лавров, помощник Президента РФ Ушаков и заместитель министра иностранных дел Богданов. С израильской стороны — советник премьера по национальной безопасности Коэн, помощник премьера по военной безопасности Замир, заместитель министра иностранных дел Израиля  Элкин.

С формально-дипломатической  точки зрения, Биби нанес визит  Путину, чтобы обсудить ситуацию на Ближнем Востоке, положение дел в Сирии и переговоры с Ираном. На самом же деле, более девяноста процентов времени у Путина и Нетаньяху ушло на обсуждение сложной иранской тематики.  Примечательно, что именно вчера в Женеве возобновились переговоры между «шестеркой» (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция и Германия) с Исламской  Республикой Иран (которую представляет на этой встрече министр иностранных дел Джавад Зариф).

Осетрина из Израиля

Что думают по этой проблеме Путин и Нетаньяху – не секрет. Их позиции кардинальным образом различаются друг от друга. Но если взгляды  сторон  хорошо известны и вряд ли могут неким существенным образом за несколько часов измениться, возникает логичный вопрос – а зачем, собственно, встречаться и тратить время?

Инициатива переговоров исходила от израильской стороны, Москва согласилась. Что же хотел получить от этой встречи сам Биби?

Во-первых, Нетаньяху – это уже ясно — ввязался в заведомо проигрышную игру, направленную на то, чтобы сорвать соглашение по иранской ядерной программе между международным сообществом и ИРИ.  Биби сам понимает, что ему лично проигрыш точно гарантирован, и торпедировать эту договоренность не удастся. Но для него крайне важно, чтобы, по крайней мере, оттянуть сроки подписания соответствующего договора.

И вот здесь израильский премьер хотел бы получить поддержку от ВВП, на которого, как считает сам Нетаньяху, он «способен повлиять».  Задача максимум для Биби: Россия должна занять более жесткую позицию по отношению к Ирану. Для этого Нетаньяху привез новые данные военной разведки Израиля по поводу хода реализации ядерного проекта Тегерана. Правда, по поводу этих же данных  он рассказывал несколько дней назад Президенту Франции Олланду, так что это, оказалось, «осетриной второй свежести».

Во-вторых, ключевым компонентом дипломатической тактики Нетаньяху в этой игре  является постоянная демонстрация крайней решимости Израиля пойти на все возможные меры, включая военный удар по ядерным объектам Ирана, чтобы «воспрепятствовать доступу  Тегерана к ядерному оружию». Наверняка, он хотел этим «доводом» попугать и Путина.

Но, между тем, все серьезные политические фигуры, не говоря уже о российском Президенте, прекрасно отдают себе отчет в том, что этот тезис в большей степени пропагандистский блеф.  Ни при каких обстоятельствах, без поддержки Америки, Израиль на военную авантюру против ИРИ не решится. Ведь за свою историю все военные операции Израиль проводил только по согласованию с США. Единственным исключением стала войны 1956 года. Когда же Израиль услышал жесткий окрик хозяина из Вашингтона «На место!», израильская армия тут же ушла с территории Египта.

В-третьих, поездкой в Москву Нетаньяху надо как-то укрепить свои внутриполитические, здорово пошатнувшиеся, позиции в самом Израиле.  У него резко обострились отношения с Обамой, которые и до этого были достаточно прохладными.  Самый свежий пример: за последнюю неделю Нетаньяху раз десять пытался созвониться с американским Президентом, но тот демонстративно отказывался с ним разговаривать.

И в этой связи Биби было важно продемонстрировать израильской элите, что, несмотря на негативное отношение американцев, он-то еще  ого-го!  Поэтому и Олланда в Израиле встречали так, как раньше это делали только по отношению к Президенту США – со всеми возможными и невозможными почестями.  Отсюда и «загадочная» ночная встреча с ВВП: вы, плохие американцы, отказываетесь говорить даже по телефону с Биби, а вот Владимир Владимирович – со всем уважением!

Как списали Биби

Но это тоже достаточно дешевый трюк политика, которого фактически уже «списали».  Израильский истеблишмент прекрасно знает предельную зависимость Израиля от Соединенных Штатов.  Эти две страны связаны друг с другом более чем  тремя тысячами юридических соглашений и договоренностей. Поэтому попытка противопоставить Вашингтону Москву в Тель-Авиве  у многих вызывает только жалостливую  улыбку по отношению к «болезненному Биби».

Да и значительная  часть обычного израильского общественного мнения также не жалует нынешнего премьера. Вот только два свежих, и не самых грубых, поста израильтян под сообщением о визите Нетаньяху в Москву.

«А вообще смешно наблюдать за бибигонской агонией – бегает как проститутка, кто больше денег предложит, тот и танцевать его будет».

«Владимир Владимирович, не переживайте. Куда бы вы ни послали Нетаньяху, он поедет в Израиль. А послать его надо».

Что хотел Путин

Ладно, с Биби более или менее ясно. А что же хотел от этой встречи  сам российский Президент? Особенно учитывая жесткий путинский прагматизм.

Во-первых, с учетом весьма сложных взаимоотношений между Вашингтоном и Москвой  получить какую-то потенциально важную информацию от Нетаньяху (который люто ненавидит Обаму) по поводу намерений американцев и в отношении Ирана, и в отношении Сирии, и в отношении России – по, крайней мере, полезно.

Во-вторых, Путин хотел заставить Нетаньяху, пусть даже в косвенной форме, поддержать возможное соглашение по поводу иранского ядерного досье.  Такое соглашение соответствует долгосрочным интересам России и самого ВВП.

В-третьих, Путин понимает, что есть определенные группы в Израиле, да и в некоторых других западных странах, которые могут решиться на крайнюю силовую провокацию на Ближнем Востоке, которая способна привести к большой региональной войне. А может и не только к региональной. Да и сам Нетаньяху  относится к таким же потенциальным провокаторам, хотя лично и трусоват.  И здесь непосредственно «пощупать» Биби – тоже немаловажно.

…Как и предполагалось, переговоры закончились без каких-либо сенсаций.  Биби заявил, что было бы хорошо использовать сирийскую модель для будущей договоренности и с Ираном: поставить соглашение под контроль ООН.  Такая вот тонкая лесть в адрес ВВП как основного архитектора соглашения по сирийскому химическому оружию.

В.Путин, как и ожидалось, заявил, что надеется на скорейшее заключение соглашения с Ираном.

Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях