Закрыть

Обо всём

Миллиарды для аятоллы

 

Один из ключей к незыблемой власти иранского лидера – мало кому известная организация под названием Setad. Ей принадлежат доли  почти во всех  секторах промышленности страны, включая финансы, нефть, телекоммуникации, производство противозачаточных таблеток, и даже разведение страусов.

Полное название организации —  «Главный штаб по выполнению приказа имама» (Setad Ejraiye Farmane Hazrate Emam). Создана она была по личному распоряжению первого лидера Исламской Республики аятоллы Хомейни, незадолго до своей смерти в 1989 году, и предназначалась для управления и продажи недвижимости, брошенной в последовавшее исламской революцией 1979 года беспокойное время.

Смена целей

По словам одного из соучредителей, Setad создавался для помощи бедным и ветеранам войны. Предполагалось, что он будет действовать не более  двух лет.

Но прошло  почти четверть века, и организация разрослась в огромный бизнес, владеющий недвижимостью, корпоративными долями и другими активами.  Setad управляет даже благотворительным фондом.

При Хаменеи организация значительно расширила свои корпоративные холдинги, приобретая доли в десятках иранских компаний, как частных, так и государственных. Цель по-прежнему благая – создание финансово-промышленного конгломерата для стимулирования экономического роста в стране.

Однако  западные журналисты утверждают, что империя Setad выстроена  на систематических захватах  собственности иранцев — представителей религиозных меньшинств и шиитского большинства, бизнесменов и тех, кто  убежал за границу.

Организация обладает монопольным правом на всю «бесхозную» недвижимость, которая по решению суда продается на аукционе, или возвращается за выкуп прежним владельцам.

Эта деятельность защищена целым рядом указов, конституционных поправок и судебных решений, принятых на  протяжении многих лет верховным лидером, судьями и парламентом.

«Никакая надзорная организация не может поставить под вопрос эту деятельность», — говорит иранский адвокат Наги Махмуди, покинувший родину в 2010 году и живущий в Германии.

Санкции нипочем

Не пошатнули монополию и санкции, введенные в июне против   Setad минфином США, назвавшим организацию «массивной сетью подставных компаний, скрывающих активы руководства Ирана».

Общую стоимость этих активов  определить невозможно, из-за окружающей деятельность  Setad атмосферы секретности. По приблизительным оценкам, основанным на высказываниях сотрудников организации, данным тегеранской биржи и сведениях с  сайтов различных компаний, а также информации министерства финансов США подсчетам, она составляет около 95 млрд. долларов. 52 млрд. из этих средств вложены в недвижимость,  и  43 — в корпоративные холдинги.

Даже западные журналисты не берутся утверждать, что аятолла Хаменеи использует созданный своим предшественником механизм для личного обогащения. Но проведенное ими расследование показывает, что помимо политической власти и военной силы в распоряжении Хаменеи имеется и третий компонент — экономическая мощь.

Поток доходов от деятельности Setad помогает объяснить, как  верховному лидеру удалось не только продержаться у власти в течение 24 лет, но приобрести  в некоторых отношениях даже  больший контроль, чем у его почитаемого иранцами и отличавшегося личной скромностью предшественника.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях