29 сентября отмечается 2 православных церковных праздника:
Ефимия, Птичья костка (Великомученицы Евфимии Всехвальной) — Память святой Евфимии, пострадавшей за веру в Христа при императоре Диоклитиане в г. Халкидоне примерно в 304 году.
Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца — Праздник в честь митрополита Киевского и всея Руси Киприана, серба по происхождению. Подвизался на Афоне. Занимался научной работой, переводом богослужебной литературы.
Ефимия, Птичья костка
29 сентября Православная церковь почитает память мученицы Людмилы, княгини Чешкой, которая за соблюдение традиций христианской веры была убита своей снохой.
В церковных святцах мало славянских имен. Светлое, доброе и популярное по сегодняшний день имя Людмила, было включено в сонм христианских святых из-за Блаженной Людмилы, сербки по происхождению.
Людмила вышла замуж за чешского князя Боривоя и переселилась в Чехию. Здесь она познакомилась со святым Мефодием, просветителем славян, от которого вместе с мужем приняла крещение. Супружеская пара многое сделала для укрепления христианства на территории Чехии. В Богемии они построили первую церковь.
После смерти супруга Людмила вела благочестивую и строгую жизнь. Её невестка, Драгомира, была язычницей. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына Вячеслава (внука св. Людмилы), Драгомира вновь стала налаживать в стране язычество. В 921 году по наущению невестки в покои к Людмиле ворвались двое убийц и задушили её вуалью.
Тело мученицы погребли в Течине у городской стены. Каждую ночь над её могилой являлись горячие свечи и совершались великие чудеса. Позже нетленные мощи святой были перенесены в Прагу. Князь Вячеслав положил их в церкви великого мученика Георгия. В 1143-1144 годах Людмилу причислили к лику святых. Она считается покровительницей Чехии.
Ещё в этот день чтят память Евфимии Всехвальной (289-304) – христианской святой, почитаемой в лике великомученицы. В Православной церкви память Евфимии совершается 24 июля и 29 сентября. Святая пострадала за веру во время великого гонения при императоре Диоклетиане.
Традиции дня Людмилы
На Ефимию разглядывали птичью костку (курицы или утки) и по ней определяли, какой будет зима. Если кость толстая и на ней много жира, то зима будет холодной.
29 сентября продолжали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Женщины на зиму заготавливали капусту. Делали обычно это сообща: устраивая по этому поводу «капустные вечеринки», во время которых не только делали заготовки, но и разговаривали. Капусту квасили и солили с яблоком, морковью, брусникой и клюквой.
Перелетные птицы продолжали отправляться на юг. Детвора шла в лес и наблюдала за ними. Порой детям удавалось поймать какую-нибудь птичку. Тогда её не отпускали, а несли в дом, где оставляли до весны. Нежное пение птаха скрашивало крестьянам жизнь долгими зимними вечерами.
Ещё на Людмилу было принято всей семьей ходить в баню. Считалось, что тот, кто попарится в баньке в этот день, не будет весь год болеть. Только нельзя в парной брать чужой веник, иначе можно заболеть, забрав на себя чужие недуги.
Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца
Свт. Киприан, митрополит Московский. Со страницы Высоцкий монастырь и святитель Киприан книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь.
Преемником святителя Алексия на Всероссийской кафедре стал святитель Московский Киприан, всея России чудотворец, возглавлявший Русскую Церковь с 1376 по 1406 год.
Он родился около 1330 года в Болгарии, в городе Тырново, где и начал свой монашеский путь, впоследствии продолженный им в Константинополе и на Афоне. В Византии высокообразованный и смиренный монах был замечен Патриархом Константинопольским Филофеем и стал его доверенным лицом — “ближним монахом”. Около 1373 года он был послан Патриархом в Литву и на Русь для примирения литовских и тверского князей с митрополитом Алексием. Эту сложную миссию, столь важную для православного единства, будущий святитель успешно выполнил и, оставаясь в Литве, был ревностным хранителем православной веры и истинным просветителем края, стяжав высочайший авторитет у его князей и жителей. В 1374 году по его инициативе произошло прославление литовских мучеников-христиан Антония, Иоанна и Евстафия и перенесение их мощей.
В 1375 году возобновилась вражда Литвы и Москвы. Литовский князь Ольгерд потребовал от Константинопольского Патриарха рукоположить отца Киприана в митрополита Литовского, угрожая стать католиком, если Западная Русь и Литва не приобретут отдельного митрополита. Чтобы сохранить Литву в лоне Православия и, с другой стороны, сберечь единство Русской Церкви, которое немыслимо было без единого управления, Патриарх Филофей предпринял сложный ход: хиротонисал Киприана в митрополита “Киевского, Русского и Литовского” с тем, чтобы по смерти святителя Алексия святитель Киприан объединил обе части митрополии, став митрополитом Киевским и всея Руси. 2 декабря 1375 г. Киприан был возведен в сан, прибыл в Киев и в течение двух лет спокойно правил церковными делами Западной Руси и Литвы.
После того как 12 февраля 1378 года преставился святитель Алексий, митрополит Киприан попытался вступить на объединенный престол, согласно благословению и воле Вселенского Патриарха. Но великий князь Димитрий Иоаннович, озабоченный более проблемами внутри Великой Руси и, до Куликовской битвы, далекий от идеи объединения всех русских княжеств, не желал в ту пору принять ставленника Константинополя, а выдвинул кандидатом на престол митрополита Московского своего духовника. У самой Москвы митрополита Киприана схватили по повелению князя; он провел ночь в заточении, а потом был выдворен.
О многих скорбях, которые он претерпел от великого князя, святитель Киприан рассказывал в посланиях к преподобному Сергию Радонежскому и его племяннику, игумену Симоновского монастыря преподобному Феодору, с которыми у него сложились глубокие духовные связи; оба поддерживали его кандидатуру на митрополичью кафедру. С глубоким смирением переносил святитель Киприан выпавшие на его долю гонения и испытания, продолжая рассматривать московского великого князя как князя Всероссийского и молясь о нем, его семье и всем его народе — своей русской пастве.
Несколько лет длились нестроения с наследованием Всероссийского престола: дальность пути до Константинополя, где утверждался и поставлялся глава Русской Церкви, неожиданные события, политические интересы различных группировок — по Божьему попущению отодвигали окончательное, канонически ясное и твердое решение вопроса. Но все эти годы святитель Киприан в смиренном величии нес духовный крест своего первосвятительства и оставался молитвенником и предстателем за Всероссийскую паству. Высокообразованный, книжный, монашеского устроения души человек, не политикан, он не затевал интриг, но ни на минуту не допускал мысли об отступлении от принятого послушания; на Руси он был не наемником, но истинным пастырем. Он осознавал свой крест наследника первопрестольников Российских, и это выразилось в глубоком молитвенном почитании им святителя Петра.
После Куликовской битвы и гибели Мамая, весной 1381 года, князь Димитрий Донской вызвал святителя Киприана из Киева в Москву. Вскоре последовали новые скорби и искушения: нашествие Тохтамыша, гонения со стороны князя, деятельность митрополита Пимена (митрополия оказалась поделенной по границе ордынских владений). Лишь в марте 1390 года митрополит Киприан снова был встречен новым Московским князем Василием Димитриевичем и после 14 лет искушений занял Всероссийский митрополичий престол.
Летом 1395 года к Москве приблизилось войско Тамерлана. Митрополит Киприан объявил всенародный пост и благословил перенесение из Владимира в Москву крестным ходом чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Москва была чудесным образом спасена, и святитель Киприан установил ежегодное празднование сретения иконы 26 августа, основав на том месте церковь и Сретенский монастырь.
Церковно-политическая программа святителя определялась принципом единства Русской Церкви, который он соблюдал до конца своей жизни. Он способствовал сплочению русских княжеств вокруг нового политического центра — Москвы — и повышению авторитета Московских князей, что сильно укрепило Русское государство.
Огромен вклад святителя Киприана в книжное дело на Руси. Высокообразованный митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одаренным писателем и реформатором литературного языка. Он уделял большое внимание “исправлением книжным”, стремясь внести порядок и единство в язык русской книжности и правописание. Он работал над совершенствованием церковного Устава и литургических текстов, саморучно переписал Псалтирь, Служебник, Требник, “Лествицу” Иоанна Лествичника. Он — автор жития святителя Петра и службы ему, а также поучений и посланий. Большая часть этих трудов проделана в подмосковной резиденции митрополита — селе Голенищеве, облюбованном им еще в первые годы его пребывания в Московском княжестве за тишину и безмятежность, к которым он так стремился.
При святителе Киприане на Русском Севере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей Руси. На его правление приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева. При нем же была проведена реформа русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают и переход Руси с “мартовского” года на “сентябрьский”.
Преуспевая в богоугодных подвигах, митрополит Киприан достиг глубокой старости и занемог, пребывая в своем селе Голенищеве. За четыре дня до кончины он написал прощальную грамоту, “многаго любомудрия и Божественнаго разума исполнену”, в которой прощал и благословлял всех верующих и сам просил у них прощения, завещая прочесть ее над его гробом перед народом.
Святитель Киприан скончался в ночь на 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая 1472 года и покоятся рядом с мощами святителя Московского Фотия, бывшего преемником святителя Киприана в управлении Русской Церковью.