Уже подсчитано, сколько вопросов было задано, сколько раз президент употребил местоимения «я» и «мы» и сколько минут он выглядел красиво. Но, наверное, мы никогда не узнаем, во сколько нам обошлись эти одиннадцать демонстраций любви. Странно, что платим мы, а подлинный хозяин этих «прямых» — Он.
В параллельном мире, в Англии, налогоплательщики сейчас обсуждают, во сколько им обошлись похороны Маргарет Тэтчер. Вздыхают, мол, Черчилля похоронили дешевле. Безо всяких намеков: главное ведь – считают.
Воруют – все?
А мы считаем, что это единственная возможность о чем-то спросить нашего Повелителя. Тут возможность задать вопрос считается важнее ответа. Мы просто еще не учились науке «призывать к ответу». А умению «сказать все и не попасть в Бастилию» наш президент обучен превосходно в специальном учреждении.
Вопрос: «Как же вы, сотрудник КГБ со стажем, позволили министрам воровать по-крупному?».
Ответ: «Нельзя ни по крупному воровать, ни мелкими партиями. Конечно, я значительное число лет провел в комитете госбезопасности, но это было связано с вопросами внешней разведки. Конечно, мы не позволяем никому. Если есть основания подозревать, это моментально становится предметом рассмотрения в правоохранительных органах».
Содержательно, а? То есть, предыдущий президент Медведев, заявивший, что каждый год на госзакупках уворовывается один триллион рублей, попросту лгал? Или тут нет оснований кого-то подозревать, чтобы этот хапуга моментально стал предметом рассмотрения в правоохранительных органах»?
Словом, граждане, спите спокойно, борьба с коррупцией идет беспощадная. Даже члены кооператива «Озеро» не тянут ручонки к бюджетным деньгам. А остальные – тем более.
Тут невольно вспомнишь известную песню Высоцкого:
«…Вся Канатчикова дача
К телевизору рвалась.
Вместо чтоб поесть, помыться,
Уколоться и забыться,
Вся безумная больница
У экрана собралась».
Король суффиксов и междометий
Наверное, будет правильно обратить внимание не на смысл слов, а на их стилистику. Тут можно заметить, что Путин стал гораздо мудрее, он словно пожелал про-демон-стри-ро-вать, что он отец не только тех, кто проголосовал за него, а — всех. Ну, кроме отморозков. Особенно тех, кто борется с коррупцией, а сам лес ворует.
Дословно: «Люди, которые борются с коррупцией, сами должны быть кристально чистыми, иначе все это приобретает форму самопиара и политической рекламы. Перед законом должны быть все равны. И ни у кого не должно быть иллюзий — если кто-то громко кричит «держи вора», то это не значит, что ему самому позволено воровать».
Теперь представьте, что у нас все те, кто борются с коррупцией – кристально чисты! Если бы борьба с коррупцией не приносила прибыль, то она не была бы бессмертной.
У нас все, кто с чем-то борется, от этой борьбы что-то имеют. Для них это доход. А для разных там навальных – самопиар.
Кстати, не будем считать это попыткой президента надавить на суд, который сейчас рассматривает дело Навального. Впрочем, это практически невозможно, поскольку судебная власть у нас независима.
У Путина, конечно, блистательное чутьё. Он точно знает, каких слов ждут от него его подданные, и охотно произносит их.
Мы не любим Запад. И ту сторону света Владимир Владимирович характеризовал очень жестко. Самые суровые слова за всю линию адресованы США и «списку Магнитского». «Какого рожна они это сделали? Никто ведь объяснить не может… Зачем это было сделано? Просто для того, чтобы жабры раздуть: мы самые крутые здесь. Зачем? Это такое имперское поведение на внешнеполитическом поле», — глаза стальные, рука рассекает воздух. Мировой лидер? Безусловно, это не демонстрация «Кузькиной мамы». Это похлеще будет.
Осторожный вопрос о том, могли ли убрать Березовского западные спецслужбы, встречен улыбкой, а ответ сопровожден смехом: «С них станется». Но президент тактично подвел черту ловкой фразой: «Все возможно, но у нас такой информации нет».
Правда, бальзам на душу? Вот точно знает, что мы хотим услышать.
А как он пользуется уменьшительно-ласкательными, когда речь не о западных прохвостах, а о родных бюрократах!
Алевтина Васильевна из Омской области рассказала о том, как она пыталась пробиться к местным чиновникам, чтобы добиться справедливости: у нее пропала крупная сумма по вине «управляющей компании, которая украла деньги, выделенные ей собственниками жилья». Но попасть на прием к мэру не смогла. Путин улыбнулся: «Вот поросенок!».
Мэр уже с утра все объяснил СМИ и заявил, что все это ложь, что встреча состоялась, есть фото и аудиозапись. Но вот обвинение в том, что он не поросенок, не опроверг. И, правда, не свиньей же назвали.
Красиво получилось и про чиновников, которым запретили держать деньги на Западе: «Но госслужащим необходимо четко определиться, что для них важнее: или деньги на счетах за границей, или служить народу и, в конце концов, повышать экономику России… Пусть денежки сюда тащат и повышают экономическое состояние страны».
Поросенок, денежки – о любимых вещах Путин говорил ласково. Ну совсем как Кот и Лиса в сказке о деревянном человечке.
Дамоклов меч Медведева
Главной новостью одиннадцатой прямой линии стали не слова, а лицо. Какое это лицо по счету в государстве, решать, конечно, Путину. Но пока это просто лицо Кудрина. Именно оно придало общению некий уровень дискуссионности.
Бывший министр финансов совершил несколько непростительных ошибок – ушел в отставку, не соглашается вернуться во власть, критикует Путина. Но… вот знаток аппаратных интриг, бывший премьер страны Михаил Касьянов пишет в Twitter: «Очевидно, что дни правительства Медведева сочтены. Ясно также, что Кудрин в мае — 1-ый замглавы администрации, а в сентябре — премьер-министр».
И почему бы так не считать? Известно, что на прямую линию Кудрин получил личное приглашение президента и беседовал Путин с ним на равных, что он не позволял себе даже в общении с президентом Медведевым!
Кстати, Кудрин мотивировал свой отказ работать в Кремле тем, что «система полумер и полуреформ сегодня не сработает». И что он не хочет заниматься процессами ручного управления… То есть, практически поставил под сомнение всю линию (не только прямую) президента. И Путин с этим диагнозом согласился – правда, как с точкой зрения экономиста.
И по-доброму пожурил Кудрина за отказ работать вместе: «Сачок, работать не хочет» (не поросенок, заметьте, а просто сачок).
И как тут не вспомнить, что ушел Кудрина из Белого дома в сентябре 2011-го только потому, что не хотел работать в будущем кабинете министров Медведева. То есть, условия возвращения – понятны.
На этой прямой линии Кудрин не только поднимал уровень дискуссионности, он был еще единственным свежим лицом в премьере спектакля тринадцатый год идущего на кремлевской сцене «Я и мой народ».
Все будет хорошо…
«Когда все будет хорошо? — спросила у Путина ведущая прямой линии Ситтель.
«Люди, которые любят выпить, говорят, что всю водку выпить невозможно, но стремиться к этому надо. Надо к этому стремиться, — ответил президент.
Опять очень близко к «Канатчиковой даче» Высоцкого:
«Те, кто выжил в катаклизме,
Пребывают в пессимизме.
Их вчера в стеклянной призме
К нам в больницу привезли…».
Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России».
P.S.
Утром пришла страшная весть – сгорела больница в Подмосковье. По предварительным данным, погибло 38 человек. Как пишут газеты: «Пациентам подмосковной психбольницы помешали спастись от пожара решетки на окнах и транквилизаторы»…